- Вы очень хорошо выглядите, - сказала мне в субботу одна женщина, - совсем не так, как в прошлый раз.
Я сначала задумалась, а потом вспомнила персонаж Улицкой - Генеле-сумочницу.
"Маленькая, опрятно одетая, белокудрявая, она входила в дом и произносила фразу, которая на первый взгляд казалась комплиментом, что-нибудь вроде:
- Маруся, в прошлый раз ты так прекрасно выглядела...
Она была гением по этой части: никогда никому она не говорила ничего неприятного, только комплименты, но все же они были какие-то подпорченные.
- Ах, если бы вы знали, какой у Шуры сын! Круглый отличник, одни сплошные пятерки! Но вы же понимаете, какой теперь в школе уровень?"
Вспомнила и поняла: ко мне прилетел подпорченный комплимент. Мы их слышим на самом деле очень часто.
- Ой, как ты похудела, а то раньше, честно говоря, было страшно смотреть.
- Едете в Крым? Молодцы, даже если с деньгами не очень, отдыхать все равно надо.
- Какая ты молодец, что столько лет работаешь на радио, хотя его и никто не слушает.
Таким комплиментом легко подавиться, как черствым пирожком. И что делать - совершенно непонятно, ведь наш собеседник свои реплики обдумывал и вынашивал, а мы нет.
Есть несколько стратегий. Конечно, мы все приучены, что, говоря словами Лакана “всякая речь требует себе ответа”. Но забываем, что ответ не обязательно должен быть вербальным. Первое, что стоит сделать, это мысленно накрыть комплиментщика большой стеклянной банкой. Надоест - выпустите. А пока пусть он сам себе расскажет, как он рад, что ваша старая машина еще на ходу и что ваш кот хоть и беспородный, но милый.
В принципе, для одноразового общения этого хватит.
А вот если с таким добрым и душевным человеком приходится общаться часто, тут уже надо будет готовиться. Но поскольку мы уже знаем, чего ждать, приготовиться можно основательно.
Я, например, начинаю горячо и со слезой благодарить. Прижимаю руки к груди и произношу примерно такие речи:
- Спасибо!!!! Спасибо большое! Мне так приятно, что Вы оценили мое платье! Скажу честно, когда я Вас первый раз увидела, то даже подумать не могла, что так безвкусно одетый человек может так разбираться в моде. Но жизнь научила меня, что нельзя судить по первому впечатлению. Вы - настолько тонкий и высококультурный человек, что бы не говорили о Вас другие...
Обычно после таких слов человек растворяется в тумане и очень долго не показывается на глаза.
Вообще-то, самая большая проблема при общении с такими людьми - это страх показать, что нам это неприятно. А на самом деле-то ничего страшного в этом нет. Вполне можно спокойно и вежливо спросить:
- Вы сказали все, что хотели? Тогда всего доброго.
Это гораздо лучше, чем потом переживать дома, да еще выливать свое раздражение на ни в чем не повинных близких.
А есть еще одна разновидность подпорченных комплиментов. Моя любимая. Это - наши впечатления от книг, концертов и спектаклей.
Например, так:
- Была вчера в театре. Понравилось, но режиссер, конечно, не Мейерхольд..
- Слушала оперу в Мариинке. Очень хорошо, исполнитель главной партии, конечно, не Каррерас, но нам простым людям...
- Ходила на встречу с писателем N, он неплохой роман написал, хотя, конечно, не "Война и мир".
Очень часто люди пишут так не по злобе, а от того, что их мало хвалили в детстве, они не приучены это делать и еще, как ни странно, боятся. Искусство - зона приватности. И мы часто боимся, что похвалим что-то или кого-то, а окажется, что это не так хорошо, как кажется. И над нами посмеются. Да еще и обвинят в дурновкусии. Поэтому мы можем сначала плакать в кино, а потом выйдя из зала бодро отчитаться, что фильм на троечку с плюсом. И чувствуем себя при этом очень прогрессивными: ведь с одной стороны одно, а с другой стороны другое...
Древние римляне, которые были совсем не дураки, писали по этому поводу "Felix, qui quod amat defendere fortiter audet"
(Счастлив, кто имеет мужество защищать то, что любит).
Так вот, не лишайте себя этого счастья. Сами же плохо спать потом будете. Ничего страшного не случится, если вы спокойно скажете: а мне понравилось ( фильм интересный, режиссура необычная, книга хорошо написана и так далее)
А на закуску история.
Когда в Пушкинском музее была выставка Хаима Сутина нас просто очаровала картина с двумя свиньями. Мы походили вокруг, потом обошли выставку, потом вернулись, потом прошли по экспозиции, соединившей передвижников с импрессионистами, потом посмотрели на "Свиней" еще раз, и, наконец, решив, что получили уже всё возможное счастье, пошли домой.
На выходе нас догнала женщина и спросила:
- Простите, пожалуйста, а "Свиньи" хорошая картина?
- Ну да, а что? - удивилась я.
- Вы понимаете, на стенде написано, что надо смотреть "Портрет кондитера", а мне они тоже больше понравились, но я не понимаю, чем...
- Кондитер тоже хороший, но и "Свиньи" хороши. Смотрите, они живые, даже нагловатые, но при этом пародируют и голландский натюрморт с селедками и постимпрессионисткий серо-голубой колорит...
Женщина успокоенно вздохнула и счастливая пошла домой...
- Вы очень смелые люди, - сказала она на прощанье. - На стенде же так авторитетно написано...
Будьте смелыми...