Найти тему
Методы управления

Основные виды потерь по методике «бережливое производство»

Оглавление

ProfMetods.ru - Методы управления профессионалов
ProfMetods.ru - Методы управления профессионалов

Бережливое производство объединяет все потери, которые могут быть на любом производстве, в 8 основных групп.

Бережливое производство определяет потери – как все то, что не приносит конкретной ценности продукту.

Отсюда сразу понятно, что речь идет о любой деятельности, которая не увеличивает ценность конечного продукта для его покупателя. Все, что делается такого, что не нужно для потребителя – это потери, или говоря японским термином – «муда».

1. Перепроизводство.

Много производить - не самое главное. Главное все это еще продавать.
Много производить - не самое главное. Главное все это еще продавать.

Если продукции производится больше, чем в настоящее время требуется рынку (когда производим про запас, на всякий случай и т.п.) – это все потери перепроизводства. К ним же относят и производство изделий раньше положенного времени. Важно отметить, что речь идет не только о готовой продукции, но и о перепроизводстве на отдельных участках.

Почему же это потери?
Все очень просто. Перепроизводство ведет к избытку запасов, находящихся на хранении, приводит к лишним расходам рабочей силы, расходов на энергию и коммунальные услуги, приводит к ускоренному износу используемого оборудования и т.п.

2. Ожидание.

Если продукт ждет своего часа - все это время вы теряете деньги.
Если продукт ждет своего часа - все это время вы теряете деньги.

Если есть участки или места, где рабочий должен стоять и выжидать пока ему не доставят нужную деталь – это потеря от ожидания.

Если есть рабочие, которые просто стоят и наблюдают за тем, что совершает аппарат – это потеря от ожидания.

Если продукция (сырье, полуфабрикат и т.п.) «стоит в очереди» на обработку – это тоже потеря от ожидания.

Потеря об ожидания – это любые потери времени рабочих, вынужденных ожидать чего-то; оборудования, дожидающегося доставки материалов; ну и конечно потеря времени на производство самого продукта, в случае задержки его обработки на каждом этапе.

Чем короче по времени путь, который проходит продукт при его производстве – тем меньше потерь от ожидания.

Почему же это потери?
Каждая секунда времени в производстве стоит конкретных денег. Это либо лишние расходы на оплату труда персонала, либо на работу оборудования, либо это потенциальные потери, которые несет компания из-за замороженных в запасах денежных средствах.

3. Лишняя транспортировка.

много перевозить - это дорого
много перевозить - это дорого

Потери от лишней транспортировки образуются тогда, когда продукт (а также информация, сырье, полуфабрикаты, инструменты и т.п.) перемещают с одного места в другое. Иногда, это может составлять огромные расстояния (допустим перевозка руды с карьера до производственной фабрики), иногда небольшие (перемещение с одного цеха в другой).

Конечно, полностью обойтись без транспортировки продукции невозможно. Но все ли перемещения оправданы? Действительно ли маршрут, который совершает продукт во время своего производства – является оптимальным?

Почему же это потери?
Объяснения практически те же, что и при потерях ожидания. Любое ненужное перемещение материала приводит к дополнительным расходам на рабочую силу, ГСМ, электричество, зарплата водителей или грузчиков и т.п.

4. Излишняя или неправильная обработка.

Не стоит делать ничего лишнего.
Не стоит делать ничего лишнего.

Все производители пытаются сделать свой продукт как можно лучше. Для этого продукт наделяется дополнительными свойствами и возможностями. Но, как показывает практика – во многих случаях, все эти «дополнительные штучки» на самом деле не нужны их конечным потребителям. Они просто лишние. А значит все расходы, которые компания несет для их производства – это муда.

Мудой также являются любые дополнительные операции, которые мы совершаем с продуктом. 

Например, очень часто существенной потерей является необходимость какой-либо дополнительной обработки материала, только из-за того, что на предыдущем этапе его обработка производилась не качественным инструментом. То есть то, что у нас называется «доработать напильником».

Почему же это потери?
Абсолютно понятно, любые лишние операции – это конкретные, фактически произведенные расходы – на зарплату, на энергию, на сырье, на материалы и т.п.

5. Избыток запасов

Хранить про запас - значит замораживать деньги в сырье.
Хранить про запас - значит замораживать деньги в сырье.

Как только на производстве появляются избытки сырья, незавершенного производства, готовых изделий, каких-то полуфабрикатов, упаковки и т.п. – все это говорит о том, что в компании существуют такие потери, как избыток запасов.

Почему же это потери?
Причин несколько.

Первая – содержание чрезмерных запасов, которые замораживают реальные деньги. А если это еще и деньги, взятые в кредит…

Вторая – излишние запасы увеличению времени выполнения заказов, увеличению затрат на транспортировку и перемещение.

Третья причина. При большом количестве избыточных запасов компаниям приходится сначала создавать, а потом поддерживать невероятно сложные системы учета и хранения запасов, что приводит к существенному увеличению расходов на производственные нужды.

Ну и наконец, излишние запасы могут «скрывать» от нас другие виды потерь, такие как брак или дефекты изделий, задержки поставок, время ожидания, простои оборудования, проблемы с поставщиками и т.п. и т.д.

6. Лишние движения

Если нужно ходить туда-сюда - это требует лишнего времени.
Если нужно ходить туда-сюда - это требует лишнего времени.

Как думаете, сколько километров в день совершают рабочие, при выполнении производственных операций? Какое расстояние им приходится преодолевать, при движении от одного станка к другому. От склада до оборудования. От шкафа с инструментами до рабочего места? А ведь это все потери.

Почему же это потери?
Все очень просто. Вы платите людям за то, что они ходят по цеху и просто ищут детали. Либо за то, что им приходится обходить станок, проходя каждый раз лишние 50 м. Если скажете, что у вас сдельная оплата труда, и поэтому не важно сколько люди ходят по кругу. Вы ошибаетесь.

Посчитайте, на сколько бы увеличилась производительность в компании, если бы лишних движений практически не было бы. А это прямо отражается на ваших доходах.

7. Дефекты.

Брак - всегда потери
Брак - всегда потери

К данному виду потерь относят все потери, связанные с поиском дефектных изделий, их исправлением или переработкой, потери материала, ну и конечно потери хранения дефектных изделий.

Почему же это потери?
Потому, что ОТК получает зарплату, чтобы выявлять дефекты, потом вы платите своим грузчикам, которые будут перемещать эти дефектные изделия с одного склада на другой, из участка в участок, потом еще оплачивается труд рабочих, чтобы они исправили все это. А кладовщикам – чтобы они вели нужный учет и контроль. Ну и т.д.

8. Нереализованный творческий потенциал персонала.

Все те идеи, навыки, возможности усовершенствования, сокращенные потери, улучшенная продукция – вот все то, что Вы теряете, если не существует системы по использованию всего потенциала сотрудников.

Невнимательное отношение к персоналу приводит к тому, что ускользают реальные возможности стать лучше, как компании и как производству.

Cкачать статью в PDF