Эта статья завершает цикл текстов о том, с чего начать, если хочешь слушать джаз. Вот первый текст. Вот второй. Следующие статьи этой серии будут говорить уже о сложной музыке.
В прошлый раз мы остановились на фигуре Луиса Армстронга, стоящей на страже интересов джазовой музыки. Между миром сложного джаза, в который так тяжело погружаться непривыкшему человеку, и миром простого джаза, который как раз и манит к себе многих.
После того, как вы уже уверенно слушаете джазового Папу (это Армстронг, если что), можно приступать к самой сложной операции в нашей программе. Нам нужно начать слушать инструментальный джаз без вокального перевода. Предупреждаю! После того, как вы решитесь на этот шаг, назад дороги уже не будет, и поэтому подумайте десять раз, прежде чем это делать. Если решились, то вперёд!
Для начала нужно переключиться на оркестровую музыку тридцатых годов. Она, по большей части, развлекательная, но наполненная тем самым языком джаза, о котором я талдычу всё время. Выберите себе оркестр по вкусу, и послушайте его пару недель. До того состояния, чтобы при прослушивании вы уже угадывали определённые интонации и знали, что за инструмент будет играть соло в той, или иной композиции.
После этих двух недель нужно выбрать солиста из той же эпохи, и послушать его записи тоже недельки две, или месяц. Это может показаться сложнее, поскольку вы постоянно будете слушать импровизации одного и того же человека, однако самое важное в этой части джаза в том, что говорит вам этот инструмент. Не заставляя вас переводить этот монолог, но прошу к нему хорошенько прислушаться. Если вы проделали все те манипуляции, о которых я говорил в прошлых статьях, то у вас должен был появиться определённый, пусть и неосознанный навык в этих вопросах.
После того, как вам покажется, что вы заслушали того, или иного исполнителя, можно приступать к финальной фазе нашего проекта. Вам нужно послушать «серьёзного» джазового инструменталиста. Выбирайте из трёх: Чарли Паркер, Джон Колтрейн, Майлс Дэвис. Либо найдите своего. Самое важное то, что вам нужно сосредоточенно выслушать один из его альбомов, который вы выберете самостоятельно. Единственным условием будет то, что альбом этот должен быть выпущен до 45 года, допустим. И то, ради того, чтобы на нём не было совсем уж диких экспериментов.
Берёте этот альбом и заслушиваете его до дыр. В течение пары месяцев слушаете только его, раз за разом, повтор за повтором. И, в определённый момент, у вас открывается третий глаз, или, появляется внутреннее супер-ухо, которое уже не даст вам быть тем, кем вы были когда-то. Специально не описываю эти процессы, чтобы вы пришли к ним самостоятельно. Наслаждайтесь!
Многим то, что я написал, кажется очень простым, но я точно знаю, что до конечного пункта этого пути дойдут единицы. Даже не потому, что это сложно, а потому, что эта сложность внутри них. Джаз, это не музыка толстых, как говорил кто-то. Это не музыка умных, как утверждал ещё кто-то. Это просто музыка, которая требует понимания, как и любая другая. А общество потребления настроено на то, чтобы снизить у человека способность к пониманию. Выбирайте сами, и не жалуйтесь на сложность той, или иной записи. Это не её грех, это ваша слабость. Однако то, что создаёт этот барьер, легко может помочь его убрать. Было бы желание. Есть ли оно?