Найти тему

Аскеза, или зачем отказываться от благополучной жизни?

Оглавление

Нет человека без людей, - говорят одни. Человек – животное социальное – вторят им другие. Это переосмысленная фраза древнегреческого мыслителя Аристотеля, который в своей «Политике» сказал так: «Человек по своей природе есть общественное (политическое) животное». Большинство из нас не может долго находиться в одиночестве. Нам скучно, грустно, мы идём к друзьям или включаем телевизор, чтобы хоть кто-то в доме разговаривал. К тому же мы ищем комфорта, пытаемся обустроить свой быт так, чтобы нам было тепло, безопасно, уютно.

Но находятся те, кто добровольно по своим причинам удаляется от общества, благ цивилизации, лишает себя удовольствия общения с противоположным полом, принимает обет молчания, накладывает на себя другие ограничения. Кто эти люди? Сумасшедшие или герои? Почему им не живётся нормальной жизнью?

И. Крамской "Христос в пустыне" (1872)
И. Крамской "Христос в пустыне" (1872)

Аскеза у богов

Аскеза – от гр. «упражнение» - духовная практика для самосовершенствования духа за счёт ограничения желаний тела. Аскеза пользуется почётом среди всех религий мира. Кроме того аскезу принимали на себя и неверующие, но ищущие смысла в жизни люди. Духовные лидеры и создатели религий также обязательно проходили аскезу.

Более того, аскетический образ жизни практиковали и боги, а уже от них эту практику почерпнули люди. Например, древнегерманский бог Один висел на Мировом древе, пригвождённый копьём, для обретения мудрости 9 дней. Христос постился 40 дней в пустыне, и дьявол искушал его при этом. Будда провёл 6 лет в строжайшей аскезе, после чего выбрал путь умеренности. Мудрец Кубера, проведя много лет в строжайшей аскезе, был одарён богом Брахмой бессмертием и статусом бога и получил в подарок остров Ланку (Цейлон) и небесную колесницу Виману.

Обряд инициации молодых мужчин

Аскеза являлась с древних времён одним из видов инициации либо духовного посвящения. Юноши, входя во взрослую жизнь, должны были проявить силу и волю, для чего подвергались различным испытаниям. Во-первых, их забирали у матерей, у кого они воспитывались до подросткового возраста. Чаще всего обряд состоял в символической смерти юношей и возрождении их в качестве мужчин. Юноши постились или голодали несколько дней, затем помещались в пещеру (Элевсинские мистерии у греков), где проходили через различные страхи, возможно, вызванные приёмом галлюциногенных средств либо вдыханием ядовитых газов в самих пещерах. По окончании мистерий, юноши могли поесть и приступить к мужским обязанностям.

У североамериканских индейцев сиу обряд инициации молодых мужчин носил название «пляска солнца». Во время пляски на груди или спине юношей делались надрезы, в которые вставлялись специальные костяные шпильки, привязанные сыромятными ремнями к столбу, символизирующему мировое древо. Во время обряда, юноши должны были вырвать шпильки, прорвав кожу.

-2

У племени черноногих из Северной Америки юноша в день инициации должен был отправиться в т. н. место силы – в лес или в горы и, проведя там три дня без пищи и воды, получить своё имя, которое должно было пригрезиться ему. У других племён Северной Америки обрести имя можно было только пойдя на охоту и убив зверя, имя которого юноша хотел получить.

У некоторых племён Южной Америки и сегодня существует обычай, согласно которому юноша должен одеть особые варежки и не снимать их в течении 10 минут. Дело в том, что в варежки помещают ядовитых муравьёв, которые начинают жалить молодого человека так, что многие теряют сознание. Руки после этого обряда дергаются в конвульсиях ещё несколько дней, ведь укус одного такого муравья сильнее укуса осы примерно 10 раз.

Аскеза ради спасения души у христиан

В подражание Христу и как наследие других верований, ранние христиане также подвергали своё тело строгой аскезе. В средние века и вплоть до наших дней умерщвление своей плоти достигалось большим арсеналом средств. В первую очередь к ним относились: пост, многочасовая молитва, ношение вериг, уединение вплоть до затворничества, обет молчания, обет безбрачия, труд. Многодневный пост, иногда с полным отказом от пищи и воды, усиливал молитвы святых. Ношение тяжёлых пудовых гирь, наложение колючих цепей на тело, тернового венка на чело, ношение власяницы – грубой одежды, от которой тело, которое к тому же не знало бани, чесалось до крови и покрывалось паразитами – эти добровольные пытки терпели святые ради умерщвления плоти и торжества за счёт этого духа. Одним из самых известных аскетов-монахов в католичестве был Франциск Ассизский, основатель ордена францисканцев, называвший своё тело «братом ослом, которого нужно нагружать тяжёлой ношей, часто бить бичом и кормить плохим кормом». Франциск был родом из богатой семьи, но принял обед бедности, жил в шалаше, спал с камнем под головой вместо подушки и носил власяницу. Съев как-то во время болезни цыплёнка и поправившись, он потребовал от своего товарища, чтобы тот накинул ему на шею верёвку и тащил по городу со словами: «Смотрите, вот обжора, тайком от вас объедавшийся курятиной». Многолетние изнурения тела, посты и молитвы привели к обретению Франциском стигматов – кровоточащих ран, идентичных полученным Христом во время страстей и казни, а также к многочисленным видениям ангелов и божественным откровениям.

Джотто ди Бондоне «Св. Франциск, получающий стигматы, с тремя сценами из жития» (1300)
Джотто ди Бондоне «Св. Франциск, получающий стигматы, с тремя сценами из жития» (1300)

Аскеза у других народов

Древнегреческий философ Диоген был одним из самых рьяных поборников бедности. Он жил в глиняном кувшине, спал на плаще, просил милостыню. Увидев, как мальчик зачёрпывает воду из ручья ладошкой, Диоген выбросил чашку со словами: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». Мудрец начал пользоваться хлебной коркой вместо тарелки, увидев, как это делает другой мальчик, случайно разбив свою плошку.

Последователи мусульманского пророка Мухаммеда суфии и дервиши также исповедовали бедность, отказ от имущества, воздержание и многочасовые молитвы. В индуизме с древних времён существует своя практика аскезы, называемая тапас и характеризующаяся постом, медитациями и изнурением тела.

Современный нерелигиозный аскетизм

Нерелигиозным видом аскезы является то, что принято именовать опрощением. Опрощение – это отказ от благ ради своего совершенствования. Ярким примером отказа от мирских благ являются Сиддхартха Гаутама – принц, отказавшийся от своих богатств, семьи и титула и ставший Буддой. Римский император Диоклетиан также отказался от власти и уехал жить в деревню. Лев Толстой, потомственный граф, решил жить жизнью простого крестьянина и делиться хлебом с нищими. В 1960-е движение хиппи, распространившись по всему миру, увлекло сотни тысяч молодых людей идеями равенства, братства, жизни в коммунах, отказа от мирских благ, от погони за прибылью.

У многих людей до сих пор появляется потребность, обычно связанная с духовными запросами, в том, чтобы обуздать своё тело и заняться своей душой. Это объясняется тем, что усмирение желаний своего физического тела тренирует нашу волю, строгий пост помогает нам легче входить в изменённые состояния сознания, очищает организм от шлаков, а наше биополе от духовных паразитов. Отказ от мирских благ помогает человеку высвободить время, которое он тратил на потребление товаров, гонку за богатством и безумные развлечения. А многочасовые и многодневные молитвы-медитации помогают нам приблизиться с Богу, овладеть духовными тайнами, усовершенствовать духовные навыки и наши душевные качества. А вот уровень нашей способности на отказ или обет зависит от того, на каком уровне духовного развития мы сейчас находимся. Поэтому осуждать кого-то так же, как и перепрыгнуть через духовную ступеньку выше, глупо и немыслимо.

Аскеза Будды. Статуя их храма Ват Патом Чеди
Аскеза Будды. Статуя их храма Ват Патом Чеди