Маленький мальчик жил в придуманной им стране и рисовал для нее почтовые марки. Это занятие его так увлекло, что он даже создал целую серию миниатюр, которая так и называлась «Марки моего государства». Это детское увлечение и предопределило выбор профессии.
Сегодня у нас в гостях автор многих почтовых миниатюр, Заслуженный художник России, профессор ВолГУ, почетный гражданин Волгоградской области и почетный член Российской академии художеств Владислав Коваль.
- Владислав Эдуардович, Вы автор многих почтовых марок. А сами коллекционируете марки?
- Коллекционировал до 1996 года. Но меня больше привлекает их создание.
- Помните свою первую нарисованную марку?
- Конечно, нарисовал ее еще в детстве. Это была миниатюра, посвященная запуску первого советского искусственного спутника земли. Я вообще люблю рисовать марки. Когда учился в Москве, денег особо не было, а письма домой писать надо. Экономил на марках - рисовал их. Однажды решил немного «похулиганить». Нарисовал марку со своим портретом, подписал: «Советский художник-график В.Э.Коваль. 1973 г., номинал - 6 коп.», приклеил на конверт и отправил. Думал – не пройдет. Прошло! Более того, письмо дошло! Каково же было удивление моей мамочки, когда она взяла его в руки и увидела на нем мое изображние!
Будучи на 3 курсе института, решил попробовать себя в почтовой миниатюре, а так как я уже на тот момент сотрудничал с издательствами Москвы, то пришел с этими почтовыми конвертами в Министерство связи и говорю: «Как бы мне хотелось попробовать себя в филателии». Они попросили показать свои работы. Я достал пачку своих конвертов - и у них расширились глаза. Говорят: «Срочно дайте ему работу, а то он нам создает конкуренцию».
И мне поручили нарисовать марку, посвященную Шостаковичу. Я связался с семьей композитора. Они меня очень хорошо приняли, предоставили архив и разрешили работать в личном кабинете Дмитрия Дмитриевича.
Когда я поехал регистрировать марку в Союз композиторов, Арам Ильич Хачатурян посмотрел на нее и говорит: «Скоро и нас это ожидает». Через семь лет я прихожу в Минсвязь. А мне: «Вы Коваль? Мы вас ищем. Нужно нарисовать марку с Хачатуряном». Вот такие пророческие слова.
- Знаю, что некоторые марки, созданные Вами, сейчас стоят очень дорого. Например, марка с Владимиром Высоцким.
- Да. У коллекционеров она стоит 500 евро. Мы с Робертом Рождественским готовили материалы к 50-летию Высоцкого. Роберт Иванович делал запрос в Минсвязь, чтобы издать марку с Высоцким и предложил меня в качестве художника.
- Многие филателисты жалуются, что наши марки, по сравнению с иностранными, не такие яркие и красочные. Ваше мнение на этот счет?
- Настоящие филателисты так не думают.
- Владислав Эдуардович, какая на Ваш взгляд главная проблема нынешней филателии?
- Марка должна вернуть себе знаковость почтовой оплаты, а не быть пестрой наклейкой.
- А как Вы относитесь к филсувенирам, которые выпускают АО «Марка»? Некоторые филателисты недовольны этим моментом.
- Я с ними согласен. У «Марки» есть что выпускать.
- Хотели бы Вы увидеть на марках свои картины?
- Нет. Это полноценные работы, которые нужно смотреть в оригинальном размере, чтобы прочувствовать всю полноту картины. По поводу сувениров. Я автор совершенно нового направления, которому дал название - «Ювелиризм», от слова «ювелир». Даже книгу выпустил. В нее вошли не только сами картины-миниатюры, размером 2-4 см, но и картины, ставшие марками. У этого направления большое будущее.
Такие миниатюры можно вставлять в ювелирные украшения.
- А какая-нибудь интересная история связанная с марками у вас есть?
- Забавный случай произошел с «Черным пенни». К 150 летию выхода самой марки, в 1990 году, Минсвязи поручило мне сделать серию марок. Ко мне в мастерскую приехала английская делегация, и я передал Ее Величеству авторскую пробу. Через какое-то время Королева ответила мне письмом, в котором благодарила за прекрасный подарок.
Хотя был по поводу этих марок скандал. Я считаю, что художник должен быть в ответе за свои работы и несколько раз предлагал указывать на марках «авторство», как это делают в других странах. Комиссия, которая принимала «Черный пенни», не увидела мою букву «К». А когда заметили, было уже поздно. Начали говорить, что я якобы таким образом хотел увековечить всю свою семью. Так и напечатали два тиража - один без «К», второй чистый.
Так получилось, что В. Коваль является автором последнего советского стандарта и первого российского. В прошлом году он выпустил книгу «Мелодии почтовой миниатюры», в которой описал весь свой путь художника, рисующего марки.
Беседовала Е. Кравцова
фото из личного архива В. Коваля