Найти тему
ActivityEdu

Как не ошибиться при выборе Монтессори-школы

Оглавление

Если человек мало знаком с ключевыми принципами педагогики Монтессори, его может сбить с толку один только вид школьного класса. Здесь нет привычных рядов парт и стульев, «главенствующего» места учителя перед классом, нет места «у доски», куда учеников вызывают для показательного решения задачи. Пространство Монтессори-класса больше похоже на комнату в офисном здании, лабораторию или большой исследовательский кабинет. Многие родители задаются вполне закономерным вопросом: каким образом здесь все работает? Почему столь необычная система обучения детей считается одной из лучших в мире? Чем отличаются Монтессори-школы друг от друга и как не ошибиться в выборе? 

Методика Марии Монтессори направлена на максимальное раскрытие детского интеллектуального и творческого потенциала. В этой системе нет единых требований и программ обучения, но есть основные принципы и подходы к воспитанию, развитию и обучению детей. Каждый человек неповторим и уникален, а значит изучает и познает окружающий мир по-своему. В системе Монтессори дети занимаются в собственном темпе, они свободны в выборе занятий и игр, руководствуются личными интересами и ощущениями. Каждый малыш от природы любознателен, поэтому взрослым особенно важно не лишить его интуитивного интереса к окружающим предметам, процессам и событиям. Вместо строгой организации процесса, взрослый (воспитатель, педагог или родитель) предлагает малышу самому узнать мир, формируя для него особое образовательное пространство.   

Все начинается с детского сада

-2

Детский сад, устроенный по принципу Монтессори, это отдельный мир, в котором любая вещь - учебное пособие. Не зря девиз системы - «Помоги мне это сделать самому!». Самая обыденная вещь вроде чашки, бутылочки, ложки или веревочки для ребенка является развивающим пособием. С их помощью ребята знакомятся с бытом людей, развивают чувственное восприятие и мелкую моторику. Ведь можно бросать, завязывать, выливать, вертеть, перекладывать – простые на первый взгляд действия очень много значат для малыша в период раннего развития. Конечно, существуют замысловатые Монтессори-материалы – деревянные фигурки, лесенки, башни, рамки и т.д. Малыши сами выбирают, во что играть.

 Основная задача этого возрастного периода – развить чувственное восприятие (слух, зрение, обоняние, вкус и т.д.). Поэтому пространство Монтессори-сада делится на зоны, каждая из которых посвящена той или иной сфере восприятия. Особая зона формирует навыки самообслуживания. Нередко ее называют зоной «практической жизни»: в ней дети учатся мыть посуду, застегивать пуговицы, убираться и чистить зубы.

Как устроена Монтессори-школа

-3

Ученик начальной школы переходит на новую ступень развития. Если раньше он развивал чувственное восприятие, учился формулировать мысли, активно трогал окружающие предметы пальчиками, то теперь наступает новый этап. Ребенка интересует огромный и разнообразный мир и его причинно-следственные связи: как он устроен и почему?

С 6-ти лет дети испытывают неподдельный интерес ко всем областям знаний – географии, математике, литературе, истории…. Этот интерес не «по указке» учителя, не специально организован взрослым, а интуитивен: ребенок видит огромную и яркую географическую карту – что это? Это наш мир? Почему он так нарисован?

Также происходит и с другими областями. Интерес к математике возникает не от написания бесконечных чисел в тетрадке, а от практических вопросов: как посчитать? Как выразить разницу в количестве? Интерес к пространству и объему возникает не из абстрактных чертежей и схематичных рисунков, а из подходящих обучающих материалов, например, кубиков и геометрических фигур.

В Монтессори-школе нет привычного расписания предметов, тетрадок и учебников, а заданные на дом стихи не читают перед классом. Каждая Монтессори-школа сохраняет основные принципы системы, но самостоятельно выбирает оборудование, формат уроков и элементы отчетности.

К сожалению, родителей мало знакомых с системой педагогики Марии Монтессори легко запутать, чем пользуются некоторые школы. Они называют себя «Школой Монтессори» на деле таковой не являясь, но внедряя некоторые, выборочные элементы системы. В таких школах уроки будут проводиться по традиционному и знакомому родителям сценарию: продолжительностью в 45 минут, с использованием учебников, разделением по предметным классам и т.д. Но наряду с этим в учебный процесс могут быть внедрены некоторые элементы системы, например, отдельный класс «для игр». В таком случае образовательная организация не может называться Монтессори-школой, так как сохраняет только некоторые элементы уникальной педагогики.

Монтессори-школы настроены на активное сотрудничество с родителями, поэтому дни открытых дверей – не редкость. В один из таких дней стоит прийти на занятие, посмотреть на организацию учебного процесса, на взаимодействие преподавателей с детьми, обсудить интересующие вопросы с директором. На что еще стоит обратить внимание при выборе Монтессори-школы и какими отличительными особенностями они обладают?

Обращаем внимание на класс и его оборудование

Привычное многим родителям с детского Монтессори-сада зонирование комнаты переходит и в школу. Если в дошкольном учреждении зоны делились по чувственным восприятиям, то в школе – по основным предметам или областям знаний. В классе могут быть зоны языка, математики, геометрии, ботаники, зоологии, географии, истории и др. Каждая зона располагает соответствующими материалами, которые направлены на освоение основных понятий по каждой теме. Монтессори-материалы развивают у ребят мышление, воображение, любознательность, способность к сравнению и анализу.

Обратите внимание на представленные в Монтессори-школе классные зоны и их оборудование. Например:

  • В зоне для изучения языка у ребят должна быть возможность читать и писать.
  • Для зоны математики неплохо иметь наглядные материалы, которые демонстрируют основные математические понятия – фигуры, разные виды углов, доски с бусинами для изучения чисел, различные карточки, счётные палочки и др.
  • Зоны географии и истории знакомят детей с разными странами и эпохами, поэтому необходим соответствующий наглядный материал: географическая карта, таблица основных исторических эпох или что-то еще.
  • Зона практических навыков подразумевает, что ребята переходят от самоорганизации (чему они учились в детском саду) к организации окружающего пространства. Ребята убирают класс, протирают пыль, поливают цветы, проветривают помещение и т.д.

Обращаем внимание на учителей

-4

Роли учителя в системе Монтессори отведено особое внимание – это не контроллер, который «по списку» проверяет домашнее задание, вызывает к доске и проводит общие для всех учеников в классе опросы по теме предмета. В первую очередь, учитель – это советник. Он подбирает темы, задачи, цели обучения для ребенка исходя из его индивидуальных потребностей и скорости усвоения информации. Не стоит путать это с индивидуальным обучением – время и внимание учителя в равной степени распределяется между детьми в группе. Просто каждому он подбирает темы, которые наиболее интересны ребенку на данный момент, и того уровня сложности, к которому готов ученик. Скажем, если ребенок испытывает интерес и способности к математике, педагог вполне может давать ему задачи повышенного уровня сложности, которые решают ученики старших классов. Поговорите со школьными преподавателями и узнайте, как они ведут занятия.

Обращаем внимание на организацию учебного процесса

-5

Не стоит упускать из вида и организацию учебного процесса. В Монтессори-школах нет стандартизированных 45-минутных уроков, которые четко следуют друг за другом и «переключают» ребят с изучения одного предмета на другой. Если ребенок занимается деятельностью, которая его интересует и к которой он по собственным ощущениям морально готов, его не придется отрывать от занятий, потому что пришло время «перемены» или отдыха. Более привычным для Монтессори-школ является график: три часа, затем перерыв, а затем – еще три часа. При этом не обязательно все три часа ребенок непрерывно должен писать, читать или считать. У ученика есть время для анализа собственных действий и работы в комфортном темпе. Никто не будет его подгонять, потому что пришло время писать проверочную работу или тест.

Конечно, о полной свободе действий также речи не идет: все-таки у каждого образовательного процесса есть свои границы и рамки. Отчетность о проделанной работе, проверка усвоенного материала, обязательные предметы, и прочие критерии успеваемости школьной программы существуют. О них обязательно нужно уточнить у директора или преподавателя.

Монтессори-школа – это уникальная стимулирующая образовательная среда с высококвалифицированными преподавателями и материалами, побуждающими исследовать и изучать. Выбирайте Монтессори-школу грамотно!

Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.