Медицина
Лео Бокерия, главный кардиохирург Минздрава России, академик РАН и РАМН, директор НЦССХ им. А.Н. Бакулева
Медицина – специальность консервативная
Хочу подчеркнуть очень важное обстоятельство - медицина вообще специальность очень консервативная, потому что связна с характером выздоровления человека. Даже когда вы закрываете дефект межпредсердной межжелудочковой перегородки и прекращаете, вроде бы, болезнь полностью, тем не менее, всё, что накопилось в предыдущие периоды, надо восстановить, чтобы человек мог прожить такую же жизнь, как его здоровые сверстники. Вот этот элемент я считаю консервативным.
Если человек не понимает этого, то не получится того, о чем я только что сказал.
Путь от момента, когда ты оказал помощь пациенту, и до момента, пока будет получен результат, очень долгий. Поэтому, плодовитые зерна появляются не так часто, как нам кажется.
Классика хирургии в чем состоит? Чем тяжелее больной, тем больше увидите эффективность своего труда. Чем тяжелее больной, тем проще должно быть пособие, которое позволит ему жить. Я могу больному сделать всё одновременно, но я при этом точно знаю, что этапное лечение дает лучший результат. Хотя больной хотел бы всё за один раз, но тогда летальность может достигать 40%. Если ты делаешь ему по этапам, это может быть 5%. Всё в совокупности как раз и отражает мышление современного врача во все времена.
Я часто говорю своим коллегам, что «Я могу» не значит «Я делаю». Я исхожу из разумного, из рационального, чтобы сохранить человека, улучшить его состояние.
О Центре имени Бакулева
Мы в этом году опять сделаем более 5000 операций на остановленном сердце. Это самая большая цифра в мире для одной клиники. Сегодня в Штатах нет ни одной клиники с такими объемами – более 5000 операций, и в Европе, нигде нет.
Причем эти операции с искусственным кровообращением, это такая технология, которой невозможно научить в течение года или 2-х лет. Например, наши американские коллеги допускаются к операционному столу с искусственным кровообращением не ранее 37 лет. А то и в 39 – 40 лет. Он заканчивает обучение в определенном возрасте, потом он 8 лет находится в резидентуре до того, как он начнет самостоятельно оперировать. Эта высочайшая технология по многим причинам не доступна, по многим.
Мы, наш Центр, которому исполнилось 60 лет в нынешнем году, мы этим занимаемся с 1959 года. У нас более 1800 таких операций делается детям до года, а это самый сложный контингент. Другой сложный контингент – это больные со сниженной фракцией выброса, то есть когда плохо сердце сокращается.
Я на работе провожу очень много времени, по 16, по 17 часов, иногда бывает и 18 часов. Я думаю, что это главный критерий для того, чтобы такой Центр не просто жил, но и развивался. Это первое.
Второе, я часто говорю: что такое хирургия сердца? Это примерно то же самое, что вождение автомобиля. Если ты хорошо видишь и хорошо знаешь правила, то у тебя не будет проблем с вождением автомобиля. То же самое в нашей специальности. Если ты физически нормальный и знаешь анатомию хирургическую, то тебе цены не будет.
Поэтому, эти два компонента: во-первых, непрерывное участие во всех процессах. во-вторых, я сам очень много оперирую, я делаю в день 4-5 операций. Это дает мне, кроме всего, право на равных говорить с сотрудниками и сказать ему: я считаю, что ты не прав, или наоборот. Я не люблю людей хвалить, потому что я считаю это ниже достоинства человека, которого ты хвалишь, но иногда, когда ты реально имеешь право как человек, который знает цену этому, сказать: «Ты молодец!», я себе такое позволяю.
Новый формат лечения – прогулки с врачом
«Прогулки с врачом» - это когда пациенты могут, прислушаться к мнению врача, задать вопросы, построить системный подход к своему здоровью и увидеть его.
Такое движение есть в мировой практике, оно называется Walk with a doctor. Инициативу начали молодые врачи нашего центра. Они списались с американскими коллегами, которые прислали им инструкции, чтобы они знали, что нужно – в общем, какие-то совсем простые вещи, и движение очень быстро получило распространение по всей Российской Федерации.
Смысл вот в чем. Знаменитая клиника братьев Мэйо (Mayo Clinic) очень много занимается проблемами оздоровления, несмотря на известность своей хирургии. Я сейчас тоже очень увлечен вопросами реабилитации, мы построили детский реабилитационный центр, сейчас есть другие идеи.
Так вот, в клинике Мэйо установили, что наиболее эффективным методом оздоровления человека, вообще, глобально, является ходьба.
Во-первых, это самое простое, во-вторых, как оказалось, наиболее эффективное, потому что все группы мышц участвуют.
Почему walk with a doctor, почему «прогулка с врачом»? Потому что человек, ведущий малоподвижный образ жизни, имеет возможность на протяжении 2-х километров пообщаться с врачом, задать какие-то вопросы. Я тоже много ходил с ними, а потом стали выстраиваться очереди, потому что сработало сарафанное радио, стали приходить с профессором переговорить.
Что мы делаем? Приходят люди, мы всем считаем пульс, измеряем артериальное давление, можем посмотреть сахар, потом прогулка на 1,5 – 2 км, они возвращаются, снова те же тесты и дальше мы им говорим, что впереди неделя, пожалуйста, считайте себе вот это, смотрите вот это. Потом эти люди, что удивительно, начинают группироваться по интересам, создаются совершенно невероятные компании, они приносят новые идеи, поэтому – очень хорошее движение.
Муслим Муслимов, хирург, председатель комитета «Деловой России» по медицинским услугам, автор программы «Медицинский менеджмент» на Радио Медиаметрикс
Полный текст интервью на mediametrics.ru