Вопрос кадров для любой российской школы – это острая и всегда актуальная проблема, от решения которой напрямую зависит качество образования учеников. Сама профессия учителя перестала пользоваться популярностью из-за заработной платы, снижения самого статуса учителя, который был весьма высок еще 25-30 лет назад. Заканчивая педагогические вузы и колледжи, выпускники не спешат в общеобразовательные организации, а ищут возможности заработать на иных поприщах.
Стойкий дефицит преподавателей точных наук, языков, а также учителей начальной школы выявили мониторинги, проведенные несколькими структурами, контролирующими образовательные процессы в России. Ранее проведенный опрос педагогов из более 80 регионов страны показал, что каждой школе не хватает в лучшем случае одного предметника. Конечно, официально вакансий нет, но один учитель зачастую вынужден преподавать совершенно разные предметы.
К сожалению, выпускники и студенты старших курсов педагогических вузов и ссузов зачастую не обладают объективными знаниями о пособиях и привилегиях, предусмотренных законом для учителей, особенно для молодых специалистов, приходящих работать в школу. Для привлечения молодежи в общеобразовательные организации, государство разработало и вводит программы поддержки молодых учителей. Известно, что педагоги, особенно начинающие, не могут похвастаться высоким заработком, а для любого молодого человека чрезвычайно важны возможности роста заработной платы. Молодым специалистам, в том числе учителям, в России предоставлено право участвовать в ряде льготных программ, если соблюдаются все установленные правила.
Чтобы разобраться в вопросе получения льгот, следует пояснить, что такое «молодой специалист». Этим статусом владеют выпускники высших и средних специальных учебных заведений, которые впервые устраиваются на работу по полученной специальности в бюджетное учреждение. Еще один основополагающий фактор – принадлежность к возрастной группе до 35 лет. В ряде случаев время действия статуса можно увеличить. Самый большой срок, на который возможно продлить статус – это 6 лет. Автоматически продлевается статус, если гражданин учится в аспирантуре на очном отделении, проходит срочную службу в рядах российской армии. Также право на продление статуса имеет работница, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком или беременная. Нужно уточнить, что все выплаты требуется оформлять в самые короткие сроки, так как по закону статус сохраняется с момента трудоустройства три года, после чего он считается полностью утраченным и восстановлению не подлежит. Осталось разобраться, на что может рассчитывать молодой педагог, впервые перешагивающий школьный порог в новом для себя статусе.
Как и на что жить молодому учителю
Одним из первых видов помощи начинающему педагогу – это деньги, выплачиваемые в самом начале трудовой деятельности, так называемые «подъемные». Они выплачиваются в качестве единовременного пособия, положенного при поступлении на работу молодому учителю. Сумма в каждом субъекте федерации разная, в зависимости от утвержденных локальных актов регионов. Нужно заметить, что учителю, чье первое место работы – сельская школа, пособие более высокое. Также для учителя, имеющего статус молодого специалиста, государством предусмотрен повышенный оклад. Его размер зависит от того, насколько высокие баллы в дипломе у специалиста. Самое главное – успеть правильно и вовремя оформить соответствующие документы, чтобы претендовать на льготы, пока не потерян статус. Учась на последнем курсе, стоит выяснить, как можно воспользоваться законными льготами; следует заранее позаботиться о будущем месте работы для трудоустройства, желательно долгосрочного, узнать условия и специфику учреждения, в котором есть подходящая вакансия, а главное – позаботиться о хорошем дипломе. Хочется обратить внимание будущего учителя на привилегии, которые предусмотрены трудовым законодательством государства. Устраиваясь на работу, молодые специалисты образовательных организаций имеют право работать, минуя испытательный срок. Здесь главное – соблюдение условия, что гражданин после получения диплома устраивается на работу впервые и сразу по профильной специальности. Это право действительно в течение года после того, как получен диплом.
Собственное жилье – дело первостепенное
Приобретение жилья для начинающего педагога возможно с помощью государственных программ, разработанных специально для этой категории граждан. На практике чаще встречается обеспечение муниципальными квадратными метрами, в частности, общежитием, особенно если дело касается преподавателей, работающим в сельской местности. Подобная поддержка оказывается специалистам, переехавшим из других регионов страны. Этот вопрос надо решать в каждом случае индивидуально в зависимости от возможностей муниципалитета.
Льготное ипотечное кредитование молодых специалистов-педагогов также предусмотрено на государственном уровне. Федеральная программа «Молодой учитель» специально создана для того, чтобы помочь начинающим педагогам получить собственное жилье. Ставка по этой ипотеке составляет в среднем 8,5%. Одним из условий является то, что ежемесячный платеж должен быть меньше 45 процентов заработка. Расчет первоначального взноса делается таким образом, что гражданин платит 10% от него, а остальное компенсируется государством. Подобная льготная ипотека выдается при определенных условиях, и каждому, кто захочет попробовать в нее войти, следует ознакомиться со всеми условиями. Такое кредитование чаще всего распространено на специалистов, работающих в сельской местности, хотя обычные учителя тоже могут рассчитывать на льготные условия.
Сельский учитель – это звучит достойно
Особенное внимание стоит заострить на системе льгот, предусмотренных для учителей, которые решили связать свою профессиональную деятельность с сельской школой. Поскольку молодые преподаватели обходят своим вниманием возможность работать на селе, государство разрабатывает ряд мер по предоставлению привилегий для таких педагогов. На первом месте стоит повышенный оклад при оформлении на работу в школу в сельской местности. При этом есть возможность воспользоваться компенсацией оплаты жилья и коммунальных услуг. Рост числа молодых преподавателей на селе стимулируется системой мер поощрения труда: предоставление денежной поддержки в начале педагогической работы, премирование после каждого из первых трех лет труда, льготный проезд в общественном транспорте. Имеет место быть для молодых учителей ссуда на покупку собственного жилья до 40% стоимости, а также ссуда на выплату накопившейся процентной ставки по ипотечному кредиту. Педагогам предоставляется возможность приобрести государственное жилье по цене, которая доступна начинающим преподавателям. Если молодой учитель начинает свою трудовую биографию по распределению в другой местности, то ему вне очереди будет предоставлено жилье.
Молодой специалист – временно. Учитель на селе - навсегда
Подобными привилегиями могут воспользоваться не только молодые специалисты, но и преподаватели, имеющие стаж работы, и решившие продолжить свою деятельность в сельской школе. Они также могут рассчитывать на единовременное пособие, определенные надбавки к зарплате. При этом происходит увеличение ставки, и повышение уровня доходов будет идти после отработки одного года и более. Условия увеличения заработной платы напрямую зависят от законодательных актов конкретного региона проживания, поэтому в каждом случае следует делать индивидуальный расчет, исходя из них. Значительным подспорьем для педагогов являются дотационные выплаты на расходы по жилищно-коммунальным услугам. Объем материальной компенсации за ранее оплаченные ЖКУ для сельских учителей имеет непосредственное отношение к компетенции региональных властей. Как правило, компенсация касается следующих затрат: арендная плата за жилплощадь (услуги по выполнению ремонтных работ и оплаты жилья); средства, затраченные на отопление в соответствии с показаниями счетчиков или по объему потребления и оплата электроэнергии с учетом нормативов с квадратного метра. Подобными льготами могут воспользоваться преподаватели, которые успели выйти на пенсию, но отработавшие не менее 10 лет.
Времена стремительно меняются, и система образования тоже претерпевает существенные изменения. Профессия учителя постепенно приобретает свой высокий статус, который всегда был на протяжении долгих лет в нашей стране, и государство старается сделать все возможное, чтобы привлечь молодых специалистов в школы. В связи с этим высшие и средние учебные учреждения, готовящие молодой педагогический состав, должны взять на себя и обеспечение правовой грамотности будущих педагогов, и раскрытие преимуществ полученного профильного образования, и по возможности обеспечить распределение в общеобразовательные организации. В таком случае молодые специалисты захотят идти в школы, особенно на село, а государство получит высококвалифицированных кадров, которые будут конкурировать между собой за право работать в системе образования.
Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.