Найти тему

Ученик с первого взгляда

Всерьёз набирать учеников я начала только в этом учебном году. До этого занималась лишь со знакомыми, и то, недолго.

Так как я работаю, что называется, "на два фронта" (часть учеников нахожу сама, часть мне находит центр доп.образования), мои первые занятия делятся на два типа.

Тип 1. Звонит мне администратор центра. "Здравствуйте, Пингвин. На улице Арктической, района Антарктического есть ученик. Возьмёте?". Ну, думаю, возьму. Молодому репетитору выбирать и не приходится, да и район знакомый.

Прихожу в назначенное время. Звоню в домофон. "Кто там?". "Это Пингвин. Эээ... Репетитор... К Вашему... эээ... сыну (молюсь, чтоб не ошибиться с полом ребенка, но по статистике все ученики - мальчики)". Дверь гостеприимно открывается. Поднимаюсь на нужный этаж. "Гав-гав" - встречают меня у порога. "И тебе гав" - отвечаю доброжелательно хозяйской собаке и ищу взглядом своего будущего ученика. А вот и он, собственной персоной, с опущенными глазами и кислой миной на лице. Всё ясно. Меня ребёнок не ждёт, и уже по определению не любит. Зато родители за 30 секунд успевают мне рассказать, какой у них распрекрасный сыночек и как они надеются на меня в великом деле по выведению этого сыночка из троечников хотя бы в хорошисты. "Он такой умный, по всем предметам отличник, только с английским проблемы" - слышу раз за разом. Ну что, отличник. Пора начинать занятие...

Что делать с таким сценарием знакомства? В идеале, конечно, его вообще не допускать. Пол и возраст ребёнка, его успеваемость и программу, по которой он учится, желательно знать заранее. А еще лучше заранее пообщаться с родителями и понять, с какой целью они нанимают репетитора. Но не всегда это всё возможно, особенно когда речь идёт о центрах или репетиторских агентствах. В таком случае, приходится действовать наобум. Но наобум - не значит неэффективно, правда ведь? Итак, садимся заниматься. В голове держим два ключевых момента из методики преподавания иностранного языка: два уровня языка - лексика и грамматика (фонетика отрабатывается по ходу дела) и 4 вида речевой деятельности - аудирование, говорение, чтение и письмо. Вот по этим 6 критериям и нужно оценить ученика в течение первого занятия. Только понимая это, можно будет построить все последующие занятия. Лексика. Открываем учебник. Ребенок тыкает пальчиком, где они остановились. Перелистываем n-ное количество страниц назад (лучше побольше, чтобы проверять знания, а не кратковременную память). Смотрим тему. Ага, школьные принадлежности. Показываем на пенал: "What is this?" (дети этот вопрос изучают во 2-3 классе). Хлопает глазами? Спрашиваем, понял ли ребенок вопрос. Не понял? Делаем выводы. Понял, но не знает, как будет пенал, хотя это слово чёрным по белому написано в учебнике? Спрашиваем еще, затрагиваем другие слова и группы слов. Не знает совсем? Это сигнал: нужно усиленно повторять лексику. Далее, грамматика. Составляем предложения на изученные правила. Потом отдых - просто сидим и разговариваем на английском. О чём и как можем. Дальше рецептивные виды деятельности - аудирование и чтение Всё по учебнику, но здесь лучше забежать немного вперед, чтобы удостовериться, что ребёнок читает или слушает, а не просто механически заучил то, что было на уроке (хотя и это неплохо). Дальше записываем пару-тройку связанных между собой предложений (о себе, о друге или о той самой гостеприимной собаке) и дитя с чистой совестью может отдыхать. А у нас уже есть примерная картина. И необязательно это будет общий уровень знания языка. Чаще наоборот, что-то опережает, что-то запаздывает. Или имеются провалы в определённых темах. Или... Вариантов масса. Но главное - есть с чем работать, о чём и сообщаем родителям. С родителями в первый день общаться обязательно! Если их нет дома - просим их позвонить. Только с родителями можно обговорить, где, когда и как будет заниматься их несовершеннолетний ребёнок. Финансовая сторона вопроса тоже обсуждается только с родителями. И покупка дополнительных пособий, если они нужны - тоже. Степень ответственности ребёнка, даже подросткового возраста, в первый день еще неизвестна. Поэтому, связь с родителями на первых порах необходима.

Но это когда заранее ничего неизвестно.

Первое занятие 2 типа. Здесь наоборот, известно слишком много. Ученик найден по знакомству, или же, он сам - мой знакомый. Известно всё - имя, дата рождения, номер школы, программа, и в довесок ко всему - куча подробностей из жизни семьи и детства ребёнка. "Пингвин, выручай! - умоляет мама, и по совместительству, моя подруга или подруга подруги, или... В общем, продолжать не буду. И Пингвин в полном обмундировании спешит на помощь. Обмундирование - это задания, соответствующие теме по программе в разных вариациях, дополнительные пособия, карточки, игры. Казалось бы, что еще нужно для продуктивного занятия? Но нет. По прибытии на место оказывается, что оценка уровня ребенка мамой не соответствует действительности, что учебник не того года выпуска, и вообще, учитель в школе идёт не по программе и решил дать детям перфектные времена глагола вместо сравнительных степеней прилагательного. Что происходит дальше - см. тип первый.

В общем, исходя из моего пока скромного опыта, первое занятие - это всегда импровизация. И всё же, есть вещи, которые неплохо бы подготовить.

1 - тестовые задания. За тот класс, в котором учится ребёнок, за предыдущий и за последующий (если мама утверждает, что ребёнок отличник). Желательно по той программе, по которой учится ребёнок, но если она неизвестна - по любой, отражающей основные требования ФГОС, но не сильно их превышающей. Они помогут, если на проверку того или иного вида деятельности не будет хватать времени, а предварительную картину знать надо.

2 - наборы рисунков и карточек на повседневные, бытовые темы. Понадобятся, чтобы начать разговор и проверить устную речь.

3 - хорошее настроение и веру в ученика. Несмотря ни на что. Пусть родители говорят, что ребёнок двоечник, пусть коллеги позионируют его как слабого ученика. Пусть. Отныне он мой. А значит - лучший!