Продолжает рассказывать биографии маленьких, но гордых пешеходных островков Екатеринбурга.
Мы уже представили летопись базарного центра Екатеринбурга — улицы Вайнера и свидетельство о появлении бульвара Культуры. Цикл таких историй мы продолжаем сегодня. На очереди — Толмачева и Красноармейская — центры красоты и культурного спокойствия.
Из завальной улицы — в элитный бульвар
История Красноармейской улицы
Улица Красноармейская — нынешний «квартал миллионеров» — раньше была скромным райончиком на краю города. Она появилась при застройке территории вне Екатеринбургской крепости в конце XVIII века. Улица сначала называлась Завальной, потому что начиналась там, где заканчивался город — за крепостным валом. Спустя 50 лет там расположился мушкетерский полк, тогда ее логично переименовали в Солдатскую.
К тому времени, согласно архивным документам, на улице были около сотни домовладений, в основном мещанских.
Свое привычное название улица получила уже после революции. Тогда же многие строения снесли, прежних владельцев выселили и построили коммунальные квартиры. Поэтому особнячков и старинных зданий на этом клочке земли почти не сохранилось.
В конце 90-х годов Красноармейской, на участке от Энгельса до Карла Маркса, активно занялся «Атомстройкомплекс». Тогда еще молодая компания построила жилой квартал «Малаховский» и продолжила развивать территорию. С тех пор жилье на этой улице стали называть самым дорогим в Екатеринбурге, и этим проектом «Атомстройкомплекс» совершил прорыв в жилищном строительстве Екатеринбурга. А квартал облюбовала городская элита — чиновники, бизнесмены, культурные деятели.
В 2014 году застройщик предложил сделать Красноармейскую пешеходной, эту идею поддержали и чиновники, и местные жители. В мэрии даже называли Красноармейскую будущим аналогом улицы Вайнера. Пока прогулочной зоной сделали лишь тот самый участок между Энельса и Карла Маркса (порядка 300 метров). Но, как заверяют в «Атомстройкомплексе», это только начало.
Факт: «Пришлось разговаривать с бизнесом, чтобы убрать с улицы машины»
Рассказывает Валерий Гаранин, главный архитектор компании «Атомстройкомплекс»:
— Над застройкой улицы Красноармейской мы работали почти 15 лет. Старались сформировать принципиально новую для Екатеринбурга архитектурную среду в стиле постмодернизма — со скатными кровлями, с эркерами различной формы, с индивидуальным для каждого здания рисунком окон. Тогда даже появился специфический термин — «замковые дома». Чтобы реализовать этот проект, мы использовали максимальный на тот момент арсенал архитектурных средств, строительных и отделочных материалов.
Благоустройству улицы уделялось особое внимание: на тротуарах появился «бехатон» — тогда он был в новинку для города. Мы поставили клумбы из плитняка, которые отделяли пешеходную часть от проезжей. Решение оправдало себя со временем, когда улица оказалась заставленной автомобилями. То, что основные хозяева улицы — автомобилисты, стало ясно по окончании строительства. Они мешали друг другу, парковались с нарушением правил. Ни о каком спокойствии в квартале не было и речи. Это сильно возмущало местный контингент — на Красноармейской, как известно, живут респектабельные люди.
Проблема усугубилась, когда вместо ресторана «Тинькофф» появился большой продовольственный магазин «Елисейский». Он привлек дополнительный трафик. Вся архитектура постмодернизма оказалась не востребована. Мы поняли: если ограничим доступ транспорта на улицу и создадим на ней пешеходное пространство, то ситуация разрешится.
Жители квартала всецело нашу идею поддержали. Свои автомобили они оставляли в подземных паркингах, поэтому проблем с подъездом к домам у них не возникало. А вот с бизнесом пришлось разговаривать. Например, наши преобразования не обрадовали собственников коммерческой недвижимости на первых этажах. И это понятно: им нужно было продумывать, как подъезжать и разгружаться. Мы каждому объясняли, что выделять определенные часы для загрузки и специальные зоны, где это происходит, — мировая практика. А улицы предназначены для пешеходов.
Надо было не только сделать пешеходный бульвар, созвучный с архитектурой зданий, но и отрегулировать пешеходные потоки, организовать загрузки магазинов и уборку территории. Волновала нас и стоимость. Но самое главное — это создание комфортной среды для жителей квартала.
Изначально мы хотели замахнуться на весь участок от улицы Малышева до Куйбышева, но в процессе остановились на более остром и понятном — от Энгельса до Карла Маркса. К реконструкции приступили весной 2015 года,и к концу лета работы выполнили.
Будучи в Пекине, я заметил, как широко там развиты шахматы: люди постоянно играют в парках. И в нашем проекте эта тема тоже присутствует. В центральной части улицы на покрытии изображены шахматные доски. Здесь всегда много детей, особенно в выходные, ведь рядом находится зоопарк. И мы договаривались с шахматным клубом, чтобы они устраивали для детей игры в большие шахматы на Красноармейской. Пока, к сожалению,эта идея не реализована. Но и не забыта.
Конечно, то, что сделано — лишь первый этап работы над пешеходным бульваром. Не хватает деталей, которые придадут улице законченный смысл. Деревья, цветы, малые архитектурные формы — еще впереди. Первый же сезон показал, что в проекте есть проблемные места: при сильном дожде образуются потоки воды, а ливневки на улице нет. Нам пришлось сделать этакие венецианские ступени, между которыми вода уходит на оборудованную ливневкой улицу Карла Маркса.
Сейчас на улице стоит павильон «Лучистый». Этот арт-объект, конечно, выбивается из всего архитектурного ансамбля. Но он и задумывался как временный. А вообще по проекту на этом месте предполагался световой фонтан, вместо которого зимой могла бы быть елка. Почему не водяной? Это очень дорого и хлопотно.
Частенько по работе и на отдыхе я бываю в Европе, подобных бульваров очень много в Чехии. В прошлом году я шел по чешской улице и вдруг понял, что это один в один наша Красноармейская. Только у них еще есть фонтан и проводятся фестивали. Что нам мешает поставить кресла на улице и позвать духовой оркестр? Мне очень хотелось бы, чтобы такие мероприятия здесь появились. Мы даже предусмотрели две дополнительные пешеходные зоны по краям улицы, по которым можно спокойно передвигаться, если на центральной аллее проходит мероприятие.
Улицу надо продолжать до улицы Куйбышева и связывать с парком Павлика Морозова, вот тогда это будет серьезная прогулочная зона. Почему не начинаем делать сейчас? Ответ банален: нам нужны ресурсы. Бизнес не может делать все за свои средства. В этот проект город не вложил ни копейки, все затраты по благоустройству улицы целиком легли на «Атомстройкомплекс».
Если не будет серьезного финансирования, то ничего и не получится. Упоминая Красноармейскую в разговорах в «Атомстройкомплексе», мы называем ее «нашей улицей». Так и должно быть. Нужно чтобы каждый житель ощущал это, чтобы весь город стал для всех нас «нашим».
Из старинной улицы — в Аллею славы кино?
История улицы Толмачева
Улица Толмачева (бывшая Колобовская) — одна из самых «пожилых», она формировалась еще в 1730-е годы. В XIX веке Колобовская стала одной из центральных улиц Екатеринбурга, на ней жили состоятельные горожане. Здесь была женская гимназия, ювелирный магазин, гранитная мастерская, гостиница «Пале-Рояль». Современное название улица получила в 1919 году — ее переименовали в честь большевика Николая Толмачева.
Чуть ранее там появился кинотеатр «Салют» (тогда он назывался «Художественный»). В конце 60-х годов культурное заведение горело, затем его несколько раз перестраивали: кинотеатр фактически возвели заново, а его вывеску специально вынесли на проспект Ленина. Архитекторы подчеркнули другую точку входа, тем самым инициировав проект пешеходной улицы. Появилось небольшое прогулочное пространство перед кинотеатром, где автомобильного движения нет до сих пор. Впрочем, на этом инициатива затухла.
Сегодня Толмачева растянулась от улицы Первомайской до Малышева. Еще недавно она была длиннее, но участок до Николая Никонова стал улицей Царской — в знак памяти расстрелянной семье императора.
По идее директора «Салюта» Сергея Федякова, которую он озвучил еще в 2015 году, надо бы освободить от машин весь участок между Малышева и Ленина (это около 400 метров). Проект широко обсуждался, даже администрация города его устно поддержала, но со временем разговоры утихли и дальше слов дело пока не пошло — возможно, потому что реализация в нынешних условиях крайне затруднена.
Факт: «Тихая улица в центре Екатеринбурга — это то, что надо»
Рассказывает Сергей Федяков, директор «Салюта»:
— Лет шесть назад я увидел небольшие группы людей у кинотеатра. Они не просто приходили на фильмы, а регулярно там собирались и хорошо проводили время. Тогда и пришла идея сделать улицу Толмачева пешеходной. Примерно в то же время «Салют» вошел в сеть «Европа Сити». Это единственный кинотеатр на Урале с таким статусом. А если мы посмотрим на Запад, то там, в основном, главные участники движения — не машины, а пешеходы. Поэтому мы захотели полностью соответствовать своему европейскому статусу.
Кинотеатр генерирует множество культурных мероприятий, и людям, которые на них приходят, нужен формат променада — когда выходишь после кино и гуляешь по спокойной улице без машин. Конечно, эта пешеходная история была запроектирована еще в советское время. Нам, современникам, остается довести ее до конца — сделать всю Толмачева пешеходной.
Но эта идея должна основываться на культурной значимости и насыщенности мероприятиями. Помимо кинотеатра «Салют», к сожалению, на улице Толмачева ничего такого больше нет. Наверное, кроме здания бывшей женской гимназии, ее сейчас занимает РГППУ. Еще есть знаменитый художник Букашкин, который был дворником на этой улице. Но остальное никак не вписывается в культурный ряд. Поэтому только мы и выступили с инициативой.
Сложности заключаются и в характере местных жильцов. Далеко не все пока готовы на пешеходную улицу под окном. А если против хотя бы несколько граждан, то, по нашим законам, против и весь дом. И я их понимаю. Это центр, здесь бывает шумно. В конце концов, рядом ездит трамвай. Впрочем, компромисс тоже можно найти.
Есть и еще один большой подводный камень. Поскольку статус этой земли — улица, то мы можем строить только за счет средств городского бюджета. Традиционно деньги на такие проекты выделяются слабо. Мы говорили о финансировании с бизнесменами, но все упирается именно в статус. Возможен формат муниципально-частного партнерства, но такого документа еще никто не подписывал.
Тихая европейская улица в центре Екатеринбурга — это то, что надо. На Толмачева могли бы сосредоточиться сувенирные лавочки (от магнитиков и до дорогой продукции), рестораны, художники. Аллея славы кино? Конечно, мы, как кинотеатр, хотели бы наполнить пешеходную улицу именно таким содержанием. Помпезная ковровая дорожка, красивые флагштоки, флаги разных стран, фестивали которых проходят в «Салюте», аллея с уральскими и мировыми звездами киноиндустрии — согласитесь, звучит интересно. А также скульптуры, скамейки. Задумок много, но до реализации еще далеко.
Сделаем ее более современной и красивой. Потом, пройдя необходимые процедуры, двинемся дальше. Если получится к июню 2018 года уже хоть что-то сделать — будет здорово.
Если уж застройщики и инициаторы пешеходных проектов отмечают незавершенность этих идей, что уж тогда думать критикам — городским архитекторам? Мы спросили экспертов о том, чего, на их взгляд, не хватает пешеходным улицам Екатеринбурга, и какими они в идеале должны быть.
Борис Демидов, архитектор бюро «Гордеев-Демидов»:
— Сегодня в плотно застраивающихся городах, особенно таких компактных и быстроразвивающихся как Екатеринбург, востребованы рекреации, общественные пешеходные пространства. Раньше эти функции выполняли городские площади и бульвары, но теперь они постепенно переходят к пешеходным улицам.
У таких зон есть несколько конкретных базовых параметров. Это тротуар, скамья и урна, фонарь, газон, дерево, витрина, а также другие важные составляющие: история, события, знаки, скульптура, звук, подсветка. Все вышеперечисленное обязательно должно быть в гармонии. Исходя из этого, можно оценивать уровень культуры пешеходного пространства. Такие новые решения появились в Европе после войны, а началось с улицы Лейбаан в Роттердаме.
Тимур Абдуллаев, член Градсовета, глава архитектурного бюро In.Form:
— Я считаю, что в Екатеринбурге вообще не существует пешеходных улиц как системы. Конечно, есть какие-то отдельные фрагменты, но общего каркаса нет. Что должно быть на пешеходной улице? Тут сложно выделить конкретные критерии. Доступная среда, удобный профиль, зеленая зона, велодорожки, малые архитектурные формы — это важнейшие факторы. Особую роль играют нежилые первые этажи примыкающих к улице зданий. Они генерируют какую-то активность, делают улицу неким инфраструктурным объектом, который живет своей жизнью. Кроме того, пешеходные улицы, конечно, должны связывать якорные объекты города.
Пожалуй, только улица Вайнера хоть как-то соответствует этим критериям, но и ей не хватает качества благоустройства. Она скучная. Тут нет зонирования и малых архитектурных форм. Толком не появились летние кафе. Это визуально замусоренная территория, на Вайнера нет какого-то дизайн-кода. Что касается Красноармейской, то она ничего ни с чем не связывает, трафик тут не генерируется, «магнитов» нет. В таком формате пешеходные улицы не живут.
Ситуация с пешеходными улицами Екатеринбурга, как мне кажется,в будущем будет развиваться парадоксально. По мере роста числа автомобилистов, число пешеходных зон увеличится. Со временем мы поймем, что приспосабливать центр под авто — это бесполезная затея, а наиболее комфортный способ его использования — пешеходный.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ и узнавайте еще больше историй о Екатеринбурге, его улицах, домах и, конечно, жителях