Найти тему

ПМЗ А-750, 1938 г.в. Гордость советского мотопрома 30-х.

ПМЗ А-750 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
ПМЗ А-750 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"


В 1929 году на базе “Иж-стальзавода” были организованы мастерские, разработавшие и изготовившие первые пять опытных мотоциклов марки “Иж”. Возглавил коллектив мастерских талантливый инженер
Петр Владимирович Можаров. До этого он проходил стажировку в Германии, откуда вернулся убежденным в том, что в СССР надо строить адаптированные копии немецких мотоциклов. Его биограф О. Курихин писал:

“Петр Владимирович посетил восемь прекрасно оборудованных мотоциклетных заводов: Allright, BMW, DKW, D-Rad, Mabeco, Neander, NSU, Zündapp. 15 других он отнес к “прочим”, поскольку выпуск мотоциклов на них был ограниченным. В этой группе оригинальностью конструкций легких мотоциклов выделялся Берлинский завод Stock.

Наиболее сильное впечатление на Петра Владимировича произвели три фирмы: DKW, Zündapp и Neander. Первая — благодаря массовости и разнообразию выпускаемой продукции, причем как основной — мотоциклы, так и дополнительной — лодочные моторы, моторы-генераторы, вырабатывавшие электроэнергию и т. п. Вторая — за совершенство технических решений, а третья — за интересные конструкторские решения и непосредственное участие ее руководителя Эрнста Неандера в творческом процессе — конструировании и испытаниях, что очень импонировало самому П. В. Можарову”.

Многое из увиденного Можаровым воплотилось в опытных конструкциях. После завершения работы над первыми мотоциклами “Иж” и проведения большого испытательного пробега коллектив Можарова перевели в Ленинград, где готовился массовый выпуск мототехники.

Л-300 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Л-300 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Одновременно с разработкой документации на мотоцикл, названный Л-300, его прототипы — мотоциклы DKW Luxus 300 — проходили испытания в НАТИ — Научном автотракторном институте. После начала выпуска Л-300 в конце 1931 года, Можаров и несколько его коллег переехали в Москву, где в составе НАТИ образовалось КБ Мотоциклостроения. В коллективе работали такие люди, как Сергей Иванович Карзинкин — испытатель, один из создателей первого советского мотоцикла “Союз”, автор многих статей и книг, посвященных конструированию мотоциклов, Александр Минович Федоров, ставший потом главным конструктором Ирбитского мотозавода, Игорь Иванович Окунев — в дальнейшем начальник КБ двигателей АЗЛК, Борис Михайлович Фиттерман — в будущем доктор технических наук, профессор, один из ведущих автомобильных конструкторов.

Мотоциклы НАТИ А-750
Мотоциклы НАТИ А-750

КБ получило задание на разработку типажа средних и тяжелых мотоциклов для армии и народного хозяйства. Первым стал тяжелый мотоцикл НАТИ-А-750. Эта машина стала неким смешением традиций: в ходовую часть, сделанную по образу БМВ, был вмонтирован силовой агрегат американского типа.

ПМЗ А-750 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
ПМЗ А-750 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Дуплексная рама из штампованных профилей с вложенным внутрь бензобаком сочеталась с рессорной передней вилкой, имевшей мощные штампованные перья. Нижнеклапанный V-образный двухцилиндровый двигатель рабочим объемом 750 куб. см, расположенный в раме продольно, комбинировался с трехступенчатой коробкой передач и цепным приводом заднего колеса. На машине предусматривалось сухое многодисковое сцепление, циркуляционная система смазки двигателя и батарейная система зажигания с высоковольтной катушкой и прерывателем-распределителем автомобильного типа.

Второй стала модель НАТИ — Б-375, по некоторым деталям унифицированная с тяжелым мотоциклом. Двигатель фактически представлял собой половинку от А-750 — нижнеклапанный, рабочим объемом 375 куб. см, с углом наклона цилиндра, равным 13°. Ходовая часть с небольшими изменениями была взята от ленинградской модели Л-300, возможно, от этой же модели использовалась и трехступенчатая коробка передач.

ПМЗ А-750 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
ПМЗ А-750 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Третьим вариантом стала машина, практически полностью сделанная по образцу БМВ. В ходовую часть, аналогичную А-750 — штампованная дуплексная рама и рессорная передняя вилка, был продольно вмонтирован нижнеклапанный мотор с вертикальным цилиндром. Такое расположение двигателя обусловило применение привода на заднее колесо с помощью торсионного вала. Трехступенчатая коробка передач с кулисой автомобильного типа также была аналогична моделям БМВ. Можаров присвоил этой версии индекс “НАТИ — Иж-6”, возможно потому, что при работе над опытными Ижами он не успел воплотить в металле эту конструкцию.

ПМЗ А-750 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
ПМЗ А-750 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Изготовление мотоциклов решено было передать в родные группе Можарова Технические мастерские при “Иж-стальзаводе”. Одновременно туда же был направлен заказ на постройку пяти опытных малолитражных автомобилей НАТИ-2. В 1932 году Можаров с коллегами вновь прибыл в Ижевск, где началась постройка партии мотоциклов НАТИ-А-750.

Первые опытные замеры показали, что мощность новых двигателей находится в пределах 16-18 л.с., что вполне укладывалось в рамки технического задания. Весной 1933 года четыре мотоцикла с колясками успешно совершили испытательный пробег по маршруту Ижевск Сарапул — Горький — Москва (от Сарапула до Горького мотоциклы из-за распутицы добирались на пароходе).

Участники пробега 1933 г. на мотоциклах НАТИ-А-750
Участники пробега 1933 г. на мотоциклах НАТИ-А-750

Планировалось, что в Ижевске начнется серийное производство этих машин, а параллельно будут строиться и испытываться опытные 375-кубовые варианты. Однако в Наркомате среднего машиностроения, руководившем этой работой, решили иначе. В Ижевске к выпуску был рекомендован ленинградский мотоцикл Л-300, а мощности для изготовления тяжелых машин решили разместить под Москвой, на Подольском механическом заводе (ПМЗ).

Подольский механический завод во времена, когда он принадлежал фирме “Зингер”
Подольский механический завод во времена, когда он принадлежал фирме “Зингер”

История ПМЗ началась в 1900 году, когда знаменитый производитель швейных машин – американская компания Singer – приобрел 30 десятин земли в подмосковном городе Подольске. Через два года здесь вырос огромный завод, который уже в 1913 году ежедневно производил только бытовых швейных машин около 2500 штук.

После революции завод был национализирован и производство швейных машин удалось возобновить в 1923 году.Сначала завод носил название “Госшвеймашина”, а в 1931 года получил название ПМЗ – Подольский механический завод. Одновременно предприятие занималось выпуском широкого спектра различной продукции, в том числе и военного назначения.

ПМЗ А-750 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
ПМЗ А-750 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Именно сюда и прибыл Петр Можаров, вновь сменивший место работы и жительства. Перед ним была поставлена задача наладить мотопроизводство в Подольске. Задание было труднейшим, поскольку на предприятии отсутствовало главное — прессовое оборудование, необходимое для изготовления ходовой части. В феврале 1934 года был готов первый мотоцикл — еще не способный двигаться самостоятельно, но уже собранный из узлов, изготовленных непосредственно на ПМЗ, а не на смежных предприятиях. Петр Владимирович Можаров позволил себе небольшую передышку и отправился в санаторий, где через месяц погиб при довольно загадочных обстоятельствах. Работы по постановке опытной модели в производство завершались уже без него.

Хотя ПМЗ-А-750 иногда характеризуют как «двигатель Harley-Davidson в ходовой BMW», на самом деле при проектировании его силового агрегата Можаров отдал дань не только H.-D., но и Indian. На разрезе хорошо видна чисто харлеевская схема с четырьмя кулачками, но, как и на ранних Indian, моторная передача ПМЗ была шестеренчатой, а система смазки – циркуляционной.
Хотя ПМЗ-А-750 иногда характеризуют как «двигатель Harley-Davidson в ходовой BMW», на самом деле при проектировании его силового агрегата Можаров отдал дань не только H.-D., но и Indian. На разрезе хорошо видна чисто харлеевская схема с четырьмя кулачками, но, как и на ранних Indian, моторная передача ПМЗ была шестеренчатой, а система смазки – циркуляционной.

Производство мотоциклов налаживалось с большим трудом. Несмотря на трудности с финансированием к июлю 1934 года были готовы первые десять тяжелых мотоциклов, которым дали новое название: ПМЗ-А-750. В июле девять из них продемонстрировали наркому Серго Орджоникидзе. Узнав, что в следующем году работники подольского завода собираются изготовить 500 таких машин, он возразил: “Таких мотоциклов необходимо выпустить не менее полутора тысяч!”

ПМЗ А-750 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
ПМЗ А-750 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

ПМЗ-А-750 нашёл применение не только в армии, в частях НКВД, но и на гражданской службе. Их охотно приобретали горожане и сельские жители. Конструкция мотоцикла получилась прочной и добротной, но, к сожалению, весьма капризной и «недоведенной». Мотоциклисты в шутку расшифровывали буквы ПМЗ, как «Попробуй меня заведи». Многочисленные нарекания привели к тому, что в 1939 году мотоцикл был снят с производства. Думается, что если бы не трагическая смерть Петра Можарова, то судьба этого мотоцикла могла бы быть совсем иной.

Видео обзор мотоцикла от "Мотомира Вячеслава Шеянова":