Найти тему
НеPROFотограф

Фильмы для фотографа/Композиция

Оглавление

Подготовил небольшой список фильмов для фотографов. С заметками, кадрами - всё как надо. Однако сразу хочу уточнить несколько моментов.
1. Данные списки есть суровое имхо простого любителя фотографии и кино. Уверен, у вас найдутся свои яркие примеры, которые я не смотрел или не счёл нужным внести. И это здорово, ведь пытаться быть носителем истины в последней инстанции очень нервно, а вот иметь мыслящее окружение со своим мнением - интересно и полезно.
2. Есть ряд фильмов, которые я очень ценю, но в списки они не вошли, потому что в них непросто выделить нужный в данных списках критерий. Как пример - обожаемый мной "Бёрдмен" имеет технологически непростой и завораживающий эффект единого кадра при высокой динамике, а также очень выразительный саундтрек, но для фотографа их значимость не столь высока.
Обратная сторона этой медали - в списке есть фильмы с замечательным визуалом и с менее заинтересовавшими остальными составляющими, но для нас такие картины - самое оно.
3. Некоторые картины появляются в разных категориях - и в каждом случае я буду говорить только по тематике списка, чтобы не смешивать в кучу в голове.


Ну а теперь с нудным вступлением закончено, и я представляю вашему вниманию первый из списков: "Композиция".
____________________________________________________________________________

Композиция кадра — тема непростая, в которой хватает и канонических правил, и вольнодумцев с их новаторскими и смелыми идеями. В данной подборке я постараюсь представить обе стороны, а также предположить, чем обосновано то или иное решение.

Апокалипсис (2006 г.)

Красивый и жестокий фильм о майя. И если отвлечься от экшена и кровавых сцен, то можно заметить просторные сцены, выстроенные по всем законам классической композиции: тут и трети, и направляющие, и многоплановость. Особенно эффектно они смотрятся после напряжённых погонь в закрытых пространствах.

-2

Какова же цель этих кадров? Мир майя мало кому из нас знаком, поэтому всё: окружение, быт, природа — для нас новое, необычное, требующее изучения.

-3
-4

Так что стрит-фотографы обращают внимание на многоплановость и раскрытие быта индейцев,а пейзажисты вздыхают от направляющих линий, умения передать масштаб сцен и опять же многоплановости.

Ла-ла-ленд (2016 г.)

Смещаемся от классики. Причем смещаемся буквально. Фильм был снят в формате «СинемаСкоп» (широкоэкранная анаморфированная кинематографическая система), что при просмотре даёт удивительное ощущение объемности кадра безо всяких тридэ, благо подчёркивается всё это композицией. Вот только стандартное правило третей в рамках широкого формата может и не зайти. Композиционное решение я нашел в книге Мартина Фримана «Искусство цифровой фотографии», где с помощью пропорций 4:6:9 и 9:12:16 длинный кадр делится на зоны, где можно визуально удачно расположить главные объекты. Впрочем, вряд ли кто-то сидит с линейкой у своих снимков, скорее уж просто запоминают характерные кадры и используют их.

Что это даёт? Сцену. Большую театральную сцену, то подчеркивающую одинокость персонажей пустотой, то открывая перед ними (и зрителем) огромный мир, в который погружаешься с головой.

-5
-6
-7

А что это даёт фотографу? Чуть ли не готовое решение по эффектному использованию нестандартных соотношений сторон. Панорамы пейзажистов, закос под кино у портретистов, сложные многоплановые стрит-фотографии в стиле Пинхасова или Максимикшина.

Отель Гранд Будапешт (2014 г.)

От огромных миров к камерным. Уэс Андерсон известен своим ярким визуальным стилем во главе с центральной композицией. И ею быстро заражаешься уже после пары картин, поэтому я отмечу другой момент: идеальное равновесие в кадре.

-8
-9
-10

Заметьте: сколько бы людей не находилось в кадре, куда бы они не двигались — равновесие сохраняется. Размером, цветом, пустотой. Далее более сложный пример выравнивания: более крупный человек слева выровнен тем, что обрезан по голову, в то время как правые пусть и меньше, но их головы придают вес этой части кадра.

-11

И мне кажется, что умение уравновешивать кадр важно вне зависимости от жанра (даже если пытаться действовать от противного — намеренно роняя кадр). А уже потом можно смело тренироваться с центральной композицией.

Ещё больше визуальных приёмов по уравновешиванию можно найти в последней работе Андерсона «Остров собак», но это мультфильм (пусть и очень крутой), так что он здесь только на правах «достоин упоминания».

С широко закрытыми глазами (1999 г.)

Продолжаем экспериментировать с центральной композицией, ведь у Кубрика она тоже встречается часто, конкретно в данном фильме подчеркивая сон персонажа.

Но мы как всегда оторвёмся от сюжета и оценим силу направляющих линий. Здесь их очень много: взгляды, контрасты, тела, стены и улицы. И их сила внезапно позволяет ломать композицию, слегка смещая главный объект из центра.

-12
-13
-14

Это даёт внезапный эффект: устойчивая и спокойная центральная композиция меняется на напряжённую «почтицентральную». В динамике это нехило давит на восприятие, но и для статики эффект интересный и довольно тонкий. Для подчеркивания мимолетности момента или напряжения — самое то.

Герой (2002 г.)

Раз уж заговорили о направляющих линиях, то нельзя упомянуть азиатский кинематограф. Нам он непривычен, полон условностей (вроде полёта людей) и символов, понимание которых требует определённой подготовки, однако чего нельзя отрицать: их фильмы чертовски красивы и выразительны.
В качестве примера приведу китайского «Героя», которого я пересматривал много-много раз.

-15
-16
-17

И тут можно в плане композиции могу попробовать представить упрощённую модель.Берётся какая-либо силовая линия в кадре (явная или нет — без разницы) и ставится параллельно горизонту или диагонали. Благодаря этому трюку можно оправданно заваливать кадры и получать динамичный и очень необычный снимок, если это необходимо. Этот фокус я неожиданно для себя обрёл при съемке в театре.

А ещё хотел бы обратить внимание, что для достижения необходимых диагоналей азиатские операторы могут смело менять ракурс.

-18
-19

12 обезьян (1995)

Вспомнив про диагонали и необычные ракурсы, имеет смысл напомнить и о таком операторском приеме, как голландский угол. Как нам говорит википедия, он предназначен для передачи душевного волнения героя. «12 обезьян» — замечательный пример такого волнения (и такого угла). В фотографии ему тоже есть место. Причем можно найти как портрет, связанный взглядом с остальным миром, так и без этой связи, что смотрится ещё более атмосферно.

-20
-21

Барака (1992)

Ну а в конце — визуальное пиршество. Фильм, который будто бы создан для примеров композиции. Здесь и центральная, и классическая, и разные ракурсы, и равновесие с динамикой, и ритм… Портретистам здесь примеров заметно меньше, чем пейзажистам, но и они найдут яркие примеры. А ещё фильм заставляет задуматься о бескрайности и многообразии мира, что всегда хорошо.

-22
-23
-24
-25
-26

_________________________________________________________________

На этом мой список подошел к концу. Изначально хотел включить в него картины с интересными ракурсами (»Кофе и сигареты», например) или динамикой, близкой к клипам (у Гая Ричи таких много), однако в итоге пришёл к выводу, что это больше вопрос позирования или видеомонтажа.

Хотел бы заметить, что я не зря начал с композиции. Именно она задаёт то, как мы прочитаем кадр (и станем ли читать вообще).
Следующий список на очереди — «Свет», не пропустите.

Пишите своё мнение по поводу композиции, её интересных примеров в кинематографе и реализации фотографии, мне будет интересно пообщаться на данную тему.