Найти тему

Включатель тупой злобы

 Люди прогнозируемы. Мы точно знаем, что можно ожидать от человека, но иногда нам это совсем не нравится. И мы распространяем свои ожидания на окружающих. Чтобы получить желаемую реакцию, людям свойственно инициировать ее. Для этого люди используют систему власти, хотят они этого или нет.
Люди прогнозируемы. Мы точно знаем, что можно ожидать от человека, но иногда нам это совсем не нравится. И мы распространяем свои ожидания на окружающих. Чтобы получить желаемую реакцию, людям свойственно инициировать ее. Для этого люди используют систему власти, хотят они этого или нет.
Система власти – это использование инструментов коммуникации (Силы межличностных отношений):
Обаяние, внешность, собственное здоровье,
Эмоциональное поведение, разыгрывание роли или сюжета,
Видимый интеллект или сообразительность,
Хорошая одежда, стильный вид, материальное положение, владение чем–либо,
Служебное положение,
Общественное положение, знакомства и связи,
Авторитет, основанный на компетенции, знание тех или иных областей,
Демонстрация увлечения спортом, тем или иным занятием или хобби,
Попытка понять собеседника и выстроить с ним стратегию поведения, позволяющую добиться ответного понимания.

В перечне инструментов власти отсутствует ложь, и это не случайно.

На современном уровне развития технологий, преднамеренное введение в заблуждение не является инструментом власти. Преднамеренное искажение и манипулирование в информационном поле приводит коммуникации в тупик и уничтожают саму почву власти. Вы можете думать, вводя человека в заблуждение даже в самых простых ситуациях, что можно использовать ложь как стратегию власти, но это тоже заблуждение, не важно в чем Вы обманули человека, обман становится именно вашей целью. И ложь необходимо рассматривать именно как цель, а не инструмент власти.

Некоторые оппоненты, особенно в России, могут мне возразить: «От того, что Вы не рассматриваете ложь как инструмент власти, ложь не перестает влиять на людей». Действительно, ложь влияет на людей, когда они начинают верить в заведомо искаженную информацию. Однако применение естественнонаучного подхода не позволяет в принципе присвоить словам человека статус «действительности» больший, чем «слова конкретного человека». Что на самом деле и происходит. Люди, не знакомые с настоящей статьей, понимают чудовищность масштабов лжи и неадекватности в управлении отдельными территориями, на которых этот вопрос и возникает. Время актуальности существования любой лжи ограничено временем ее обнаружения. А адекватное восприятие в коммуникациях делает ложь бесполезной как инструмента создания мнения, не потому что ложь будет моментально обнаружена, а потому что заведомо ложная информация, благодаря адекватному рассмотрению, будет обнаружена прежде, чем сможет попасть в аргументы практической деятельности.

Приведенный перечень инструментов социальной силы (власти) отличается от пяти баз власти, перечисленных в работе Дж. Френча и Б. Рейвена «Основы социальной власти» (см. French, J.R.P., & Raven, B. (1959). ‘The bases of social power,’ in D. Cartwright (ed.) Studies in Social Power. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press.) к которым относятся:
Сила закона,
Сила межличностных отношений,
Экспертная сила,
Сила вознаграждения,
Сила угрозы.

Физическое насилие не рассматривается как инструмент власти по причине непригодности насилия для получения результатов творчества человека. Однако принуждение, насилие и различные формы рабства продолжают существовать как антиобщественные явления.

Современные процессы глобализации информационных и хозяйственных связей снимают нагрузку с предложенных инструментов социальной силы, таких как: сила закона; сила вознаграждения; сила угрозы. Законы вырождаются в бюрократические трансакционные издержки. При современном уровне развития технологий, использование закона в личных целях противоречит этике. Демократическое устройство предусматривает поощрение развития технологий, а не культивирование алчности, которая создает условия паразитирования тоталитарного управления, неспособного к развитию. Сила вознаграждения, как и сила угрозы неполучения вознаграждения теряют смысл в открытом информационном пространстве. Вознаграждение не выдается властью, вознаграждение приобретает формы признания, не зависящего от администрации. Даже успех финансовых операций, в условиях уничтожения трансакционных издержек, становится вопросом эффективного управления, о чем сказано в знаменитой статье нобелевского лауреата – экономиста Рональда Коуза «Проблема социальных издержек» (Coase, Ronald H. «The Problem of Social Cost», Journal of Law and Economics, 1960).

Экспертная сила тоже меняет свой смысл. Если мы будем считать наукой все, что не содержит преднамеренных искажений, понимание экспертной силы из области узкой специализации перейдет в связное понимание современного развития технологий и станет частью «Силы межличностных отношений». Авторитет ученого приобретает совершенно другое значение в обществе, где каждый понимает современное развитие технологий.

Трансформация представлений о власти в рассмотрении межличностных отношений позволяет понять природу не только формирования демократических социальных структур, но и многообразие механизмов возникновения и существования тоталитарных режимов современности, процессы, происходящие на территориях с управляемым хаосом, формирование социальных групп и семейных отношений.

Когда у человека не получается добиться цели, использованные им стратегии поведения (власти) показывают собственную несостоятельность, несостоятельность собственного знания в конкретной ситуации.

Применение систем власти в коммуникациях не дают результата по одной из причин:
Либо Вы не поняли собеседника, и ваша система власти несовершенна, и Вы находитесь в конфликте не только с собеседником, но и с материальным миром,
Либо Вы столкнулись с человеком, понимание окружающего мира которого несостоятельно и противоречит не только вашему пониманию, но и здравому смыслу,
Либо собеседник преднамеренно вводит вас в заблуждение.

В простонародье, это звучит достаточно просто, «кто–то фатально не прав, либо Вы, либо Ваш собеседник, либо Вам врут». Ситуация, когда лжете Вы не имеет смысла, если лжете Вы сами, вас очевидно нужно отправлять на курсы естествознания, чтобы пробелы вашего образования не мотивировали Вас к искажению информации.

Допустим, Вы попали в конфликтную ситуацию. Разумно в этой ситуации, конечно, подумать, но что делать, если Вашим собственным сознанием уже владеет не одна сущность, а несколько, если Вы не использовали естественнонаучный подход к получению знаний и не имеете адекватного понимания происхождения собственного стереотипа, которым пользуетесь в коммуникациях?

Естественнонаучный подход состоит в персонализации воспринимаемой информации и четком понимании того, что является событием, а что является Вашей фантазией. Понимание источника информации создает восприятие, адекватное окружающему миру и создает представление об источниках и их мотивации. Отделение фантазий от фактографической информации дает возможность адекватно перестраивать собственное представление об окружающем мире. Эти два принципа делают сознание человека связным и придают знаниям человека научную ценность. Стратегия мышления влияет не только на связность и адекватность сознания, но и на физиологическое здоровье. И очень похоже, что стратегия мышления, основанная на философии как науке о природе, достаточно близка со стратегиями поведения, которые культивировали развитие нашего тела предыдущими поколениями.

Человек, зашедший в тупик в собственном разуме, бессилен перед собой и оппонентом. Самое время забыть, что человек работает головой.

Однако непонимание стимулирует «исправить» ситуацию кулаками, использовать физическую силу в качестве инструмента коммуникаций, проявлять антиобщественное поведение или принять стратегию личной неприязни.

Недостойное самоутверждение, насилие и рабство: как все это одинаково, несмотря на разность в обстоятельствах и деталях!

Неадекватное поведение рождает беспомощность, которое «лечится» только знанием современного уровня развития технологий, которое определяет моральные принципы в моменте общественного развития. Знания, которые и являются моралью, знания, которые дают не только возможности, но и принципы и правила их применения, иногда являющиеся жесткими ограничителями использования этих же знаний.

В сказке это звучит так: «Хочешь быть всесильным – надевай цепи»!

Анатолий КОХАН