Российская «пауза» дала повод предприятию «Милкавита» ещё раз проинспектировать собственную систему контроля качества и активизировать поиск новых рынков. Сегодня гомельскую молочку хорошо принимают в Китае, Казахстане, Армении, Грузии, странах Персидского залива. О предпочтениях белорусского потребителя рассказала заместитель генерального директора «Милкавиты» Елена Лапова. Самые важные моменты диалога приводит городской интернет-журнал «Белка».
Елена Лапова.
— Мы живём не в очень благополучном регионе в плане экологии. Думаю, многих потребителей волнует, как на предприятии организован контроль качества сырья, поступающего на переработку. Расскажите об этом подробнее. Валентина.
— Контроль ведётся на всех стадиях производства молока, начиная с его заготовки в хозяйствах. Учитывая специфику Гомельской области, особое внимание уделяем радиологическому контролю. Условия для его проведения соответствуют стандартам МАГАТЭ. Лаборатория аккредитована проводить исследования на содержание в продукте цезия и стронция, в то время как многие производители ограничиваются проверкой на цезий. Кроме этого, проводятся исследования на соответствие нормам физико-химических и микробиологических показателей.
Как я уже упомянула, контроль начинается с хозяйства. Некоторое время назад мы столкнулись с тем, что уже на воротах предприятия часто браковали сырьё. Это обернулось неоправданными затратами на перевозку молока из села в город и обратно. Исправили ситуацию благодаря мониторингу сырьевых зон. Несколько раз в неделю специалисты нашей лаборатории выезжают на места, чтобы оценить контроль качества на молочных фермах. После внедрения этой практики количество возвратов свелось к единичным фактам.
Существует входной контроль качества сырья и компонентов. Продукция контролируется на каждом этапе производства. Выработанная предприятием система контроля соответствует самым строгим международным стандартам.
В нашу пользу говорит и собственный парк молоковозов, который даёт уверенность в соблюдении температурных и других стандартов при доставке сырья на предприятие.
Корр.: Говорят, лучшая лаборатория — это язык и желудок потребителя.
— Понимаю, к чему вы ведёте. Наша служба качества пошла на эксперимент и устроила ежедневные дегустации продукции. Рано утром в ней участвуют те, кто продвигает и продаёт продукцию, а также те, кто её производит. Замечания сразу доводятся до технологов, при необходимости проводятся повторные лабораторные исследования. Благодаря этой форме работы нам удалось привести показатели творога к уровню, который пришёлся по вкусу покупателям, и мы уже получили в связи с этим положительные отзывы.
— Известно, что «Милкавите» ограничили доступ на российский рынок. Интересно знать, что происходит с образовавшимися по этой причине излишками сырья? Виктор Андреевич.
— Российский рынок сбыта был и остаётся для нас приоритетным. Сейчас он закрыт. Эта ситуация одинаково не нравится ни нам, ни нашим контрагентам, с которыми стараемся не терять связь. Да, летом, в сезон «большого молока» его дефицит не был так заметен, но уже сейчас некоторые кондитеры бьют тревогу из-за недопоставок, например, сухого молока, которое шло из Беларуси. Поэтому принимаются меры для скорейшего возвращения на рынок.
Но этот рынок для нас не единственный. Российская «пауза» дала повод ещё раз проинспектировать собственную систему контроля качества и активизировать поиск новых рынков. Сегодня продукцию хорошо принимают в Китае, Казахстане, Армении, Грузии, странах Персидского залива. Рентабельность поставок не столь высокая в силу логистических причин, но мы работаем и над снижением транспортных издержек.
Сейчас нет излишков. Ни сырья, ни готовой продукции.
— Что из гомельской молочки востребовано за рубежом? Ксения.
— В структуре экспорта львиную долю занимают сухие молочные продукты. Что и понятно, их легче в сохранности доставить покупателю. Они пользуются большим спросом в кондитерской и хлебобулочной отрасли. Хорошо идёт масло. Ультрапастеризованное молоко и сливки имеют большой срок хранения, соответственно, и им легче добраться до конечного потребителя. В ряде стран востребована десертная группа.
Не всегда мы способны удовлетворить спрос. Так, группа китайских товарищей при посещении завода пришла в восторг от наших глазированных сырков. Но чтобы доставить их в Поднебесную, потребуется подвергнуть продукт заморозке. Боимся, что это нанесёт ущерб его потребительским качествам. Поэтому заморозили пока не сырки, а переговоры по этому вопросу.
Гомельские масло и молоко получили золотые медали на международной выставке «Продэкспо-2018»
Корр.: Тем не менее недавно СМИ сообщили об отправке первого контейнерного поезда с белорусской молочкой в Китай. Есть ли в нём вагоны «Милкавиты»?
— Это СМИ сообщили недавно, а «Милкавита» сотрудничает с компаниями Китайской Народной Республики уже на протяжении года. В течение месяца отгружаем по 10 контейнеров. Отправляем их как железной дорогой, так и морем из Одессы и Клайпеды.
Продолжаются переговоры с различными торговыми и перерабатывающими предприятиями КНР. Относительно недавно услышали в свой адрес пожелание выпускать крем для взбивания. В следующем месяце он уже будет доступен потребителям, как за рубежом, так и на внутреннем рынке.
Корр.: Есть мнение, что гомельские сливки невозможно взбить. Что скажете?
— Как поясняют технологи, для этого необходим стабилизатор. В сливки «Милкавиты» его не добавляют. Упомянутый выше крем для взбивания как раз и будет представлять собой сливки со стабилизатором.
Впрочем, смотря как усердствовать. На День Независимости предприятие провело акцию «Маслобойня» на развлекательной площадке на Любенском озере. Так там дети без особых физических усилий взбили сливки даже не в крем, а в масло.
— Что говорят эксперты о полесских сырах? Слышали, что голову подарили российскому премьер-министру. Сергей Шандроха.
— Сыры Полесского производственного участка — наша гордость. Они выпускаются полутвёрдые российской и голландской группы и твёрдые. Последние считаются элитными.
Спрос хороший. Достаточно сказать, что наши сыры не попали под ограничения, введённые Российской Федерацией, и успешно туда поставляются. Но мы стараемся не обижать и внутренний рынок. «Пармезан», «Грювер» и «Франциск» представлены в фирменной торговле и некоторых других торговых сетях.
Эти сорта хвалят эксперты и простые, и не совсем простые европейцы, а они часто посещают производственный участок. В частности, послы стран Евросоюза сыр оценили высоко.
— Настораживает заявленный большой срок годности молочных продуктов. Не теряют ли они в качестве? Какую долю в составе занимает сухое молоко? Вера Алексеевна.
— Увеличенный срок хранения достигается за счёт совершенствования технологии производства и упаковки молока. Сухого молока в составе нет вовсе. Объясню. Чтобы сделать сухое молоко, нужно получить натуральное, должным образом его обработать, высушить. А потом развести и добавить в продукт. Какой в этом смысл? Это значительно увеличит себестоимость, производство станет нерентабельным.
В многослойные картонные коробки идёт точно такое же молоко с конвейера, что разливается и в другую тару. Санитарное состояние производства позволяет не допустить попадания в продукт посторонних бактерий, что и служит залогом долгого хранения.
— Вылили в банку ваш продукт, и точно так же поступили с молоком другого белорусского производителя. Молоко «Милкавиты» стало просто прогорклым и не скисло, а конкурент превратился в подобие кефира. Как вы объясните полученный результат? Пётр Евсеев.
— Я не присутствовала при вашем опыте, но могу предположить, что вы использовали ультрапастеризованное молоко, при обработке которого число молочнокислых бактерий сводится к нулю. При этом в молоке остаются витамины, микроэлементы, жиры, белки и так далее, и они не смогли выполнить свою функцию. Вот если бы вы добавили в сосуд ложку сметаны, то получили бы совершенно другой результат.
Советую излишек молока использовать при приготовлении блинов. Приготовить качественные, а главное безопасные ряженку или кефир в домашних условиях всё равно не получится.
— Раньше молочные продукты фасовали в тару по 0,5 и 1 л. Сейчас в холодильниках лежат недопакеты и стоят недобутылки. Но это же обман покупателя! Игорь Привалов.
— «Милкавита» следует требованиям рынка. Если он развивается в одну сторону, предприятие не может плыть против течения. Тенденция уменьшения потребительской тары всеобъемлюща, и зародилась она не в нашей стране.
Мы и так следуем в хвосте этой «моды». Например, мы продаём сметану в упаковке по 450 г, в то время как конкуренты разливают её по 400 г. Потребитель неосознанно делает выбор в пользу более «дешёвого» товара, не сравнивая стоимость продуктов в пересчёте на литр.
— Глазированные сырки «Славита» кажутся кислыми в сравнении с ближайшими аналогами. Обратите на это внимание. Лилия Фицнер.
— Не буду с вами спорить. Есть показатель кислотности творога, предельное значение которого не должно превышать 190 градусов Тернера. В «Славите» эта норма выдерживается. Следует отметить, что глазированные сырки, изготовленные на «Милкавите», производятся из натурального творога. А творог, как кисломолочный продукт, обладает кислинкой.
— Обезжиренные кефир, творог и йогурт предприятие производит. Почему в эту линейку не включают молоко?
— У нас нет обезжиренных продуктов вообще, есть маложирные. Это возведено в ранг политики «Милкавиты»: продукт должен быть в первую очередь полезным, а уже потом модным.
Мода на обезжиренные продукты пришла вслед за увлечением диетами и фитнесом. Мы проводили консультации с врачами-диетологами, которые сказали — самое полезное молоко должно содержать от 2,5% до 3,6% жирности. В нём сохраняются кальций и другие жизненно важные микроэлементы. Витамин Д не может усваиваться без жира, а кальций не усваивается без витамина Д. Поэтому полезнее употреблять молоко с жирностью, близкое к натуральному коровьему.
— Заметил, что жирность творожного пудинга «Ласунак» снизилась с 7% до 6%. При этом цена не изменилась. Как вы это прокомментируете? Сергей Никитин.
— В связи с удорожанием сырья мы оказались перед выбором: повысить цену на конечный продукт или понизить его жирность. Остановились на втором варианте. В результате «оптимизации» вкусовые качества пудинг не потерял, а потребителям не пришлось переплачивать.
Корр.: Куда обращаться тем, кто хочет высказаться о качестве молочных продуктов, но сегодня не дозвонился?
— Служба качества «Милкавиты» открыла горячую телефонную линию для общения с потребителями. Её телефон указан на упаковке наших продуктов. По факту каждого обращения заводится карточка, проводится служебное расследование. Обратный путь продукта прослеживается из вашего магазина чуть ли не до конкретной коровы. Сотрудники выезжают в магазин, где вы совершили покупку, и отбирают аналогичный товар для лабораторного исследования.
Провести разбор каждого претензионного случая «Милкавита» считает своим долгом, ведь мы же не хотим их повторения.
Автор: Евгений Захаров. Фото: Мария Амелина