Найти тему
Дети - легко!

Конфликты в песочнице

Оглавление
"Вы уже 3 минуты с качелей не слезаете!" "А вы взяли наш паровозик"
"Вы уже 3 минуты с качелей не слезаете!" "А вы взяли наш паровозик"

Песочница, а если быть точнее, то вся детская площадка - миниатюрный мир со своими правилами и порядками. Вот только беда в том, что правила эти не едины для всех и нигде не записаны. Как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых семей. Приходя на площадку, каждый ребёнок приносит с собой багаж установок и тех ценностей, которые уже успел вынести из жизни в семье.

И сталкивается с другими ценностями и представлениями, иногда - лоб в лоб.

“Как же так?” - возмущаются мамы (или папы, что реже). “Аааааа” - не унимаются дети. Что тут скажешь, песочница.

Давайте разберёмся в наиболее типичных конфликтах и подумаем, что делать и как жить дальше.

Ситуация 1. Двухлетний злодей не делится игрушками

Строго говоря, он и не обязан. Взрослые вот тоже не делятся своими игрушками: телефонами, например, или машинками. А от детей требуют. Дети в возрасте 2-3 лет осваивают понятия собственных границ, им и так не просто. А тут ещё мама вторит чужой тётеньке: “Да, отдай совочек девочке! Ты что, жадина?” Это для мамы совочек - кусок китайского пластика, не имеющий ценности, а для ребёнка он - собственность.

Если так хочется вырастить добродушного и щедрого взрослого (хочется, точно знаю!), гораздо эффективнее будет учить его просить, а не делиться самому. Наверняка собственник совочка рано или поздно положит глаз на формочку. И, скорее всего, попробует её отнять. Вот тут-то родителю и стоит подоспеть! Показать, что отнимать - не выход. Показать своим примером как можно попросить, предложить поменяться, но быть готовым к тому, что может и не выйти. Ничего страшного! Мы же уважаем чужие границы, правда? И поспешим переключить внимание ребёнка на что-то более интересное, чем чужая формочка.

Вы удивитесь, но при таком подходе после где-то после 3 лет вчерашний рьяный собственник станет сам охотно делиться нажитым имуществом. Срочно прячьте кольца с бриллиантами от щедрой души человека!

Ситуация 2. Песочный фонтан

Видимо, кидаться песком - настолько увлекательное занятие, что это происходит повсеместно и во все времена.

-2

То тут, то там вспыхивают фонтаны, застилая глаза окружающих песком и проникая в самые потайные места прямо под одежду.

“Пеееетя! Нельзя кидаться песком” - кричит со скамейки мама, выныривая из Дзена.

Нет, не поможет.

“Пеееетяяяя!” - децибелы усиливаются.

Снова мимо.

Дело в том, что дети очень и очень ограниченно воспринимают вербальное воздействие, то есть воздействие словами. Гораздо продуктивней в такой ситуации - воздействовать невербально: подойти, взять руку, установить контакт глаза в глаза, и только тогда вещать о тщетности кидания предметами. Не пускаться в пространные объяснения, а просто и доступно: “Кидаться песком нельзя/не принято/нельзя тут”

Вообще, раскидывать песок в воздух - это и правда весело. Если мама сможет найти возможность организовать такое счастье ребёнку там, где это никому не мешает, он будет ей безмерно благодарен. Главное - не забыть потом чадо отмыть.

Те же рекомендации касаются кидания любых предметов, не только песка. Есть любители устроить фонтан из камней, например, или пометать их по одному, но прицельно.

Тут так же - бесполезно кричать с лавочки, пора ловить ловкие руки.

Ситуация 3. Таких плохих мальчиков всегда забирают!

Люди любят учить других людей, это факт. Не понятно, правда, почему в педагоги тогда не идут, но да ладно.

“А чего это ты такой грязный?” - удивляются из одного угла.

“Замёрзнет ведь без шапочки!” - конечно, ведь всего 20 градусов тепла, ледник.

Даже если комментатор действительно прав, и вы сами приходите в ужас, осознавая, что это чумазое чудо - ваш ребёнок, и он сейчас пойдёт раздеваться на свежевымытом полу, не поддавайтесь на провокации. Ребёнок гораздо легче воспринимает критику от значимых взрослых, то есть родителей, чем от посторонних. Вы же сами не хотите, чтобы дитя слушался первого встречного-поперечного? Не хотите, точно знаю. Тогда интересы ребёнка нужно защищать. Всегда.

В таких ситуациях самое эффективное - отшутиться: “Это мы так играем” или “Да? А я и не заметила, спасибо! Здорово же!” А уже потом, дома, в спокойной обстановке, оттирая мазут с щёк баловника, объяснить ему законы бытия.

Правда, иногда бывает, что замечание делают по делу. Например, ваш малыш уже битый час терроризирует всю площадку песочными фонтанами, а вам происходящее в телефоне гораздо интересней. “Сам разберётся” тут не подойдёт, нет. Придётся вставать и действовать. Но вы ведь и сами догадываетесь, когда вас призывают к порядку, а когда дают советы, не правда ли?

Ситуация 4. Драка! Драка!

Дети мирно и довольно играют бок о бок, а может даже и вместе, как вдруг - гром среди ясного неба! Что-то не поделили, и вот разгорается конфликт. Это нормально! Детям естественно драться. Мне не встречался ещё ни один ребёнок, который бы за свою детскую жизнь ни разу не попытался подраться, а я их повидала ой как немало.

Именно поэтому, кстати, бесполезно учить детей давать сдачи. Этому они и без родителей научатся прекрасно, “зов природы”, так сказать. А вот многому другому без родителей никак не научиться. Как эффективно выходить из конфликта, например. Но это настолько широкая тема, что для неё пригодится отдельная статья.

Если конфликтная ситуация не перерастает сразу в драку, можно занять выжидательную позицию. Только поблизости! А вдруг дети сами разберуться? Они вообще-то могут. Но как только ситуация перестаёт быть безопасной, сразу действуем! Вспоминаем ситуацию 2 и включаем невербальные методы. Прада, грозить пальцем чужому озорнику можно только в том случае, если его родителей рядом не оказалось. И никакого физического воздействия, это и так понятно. Вообще, странно будет учить детей не драться при помощи шлепков.

Можно представить себе, что малыши - это эдакие инопланетяне или иностранцы. Им неведомы правила нашего мира, они только учатся. Так научите их своим примером! Хороших вам, добрых прогулок! Мне же будут очень приятны ваши лайки и подписки. На вопросы готова ответить в комментариях.