Хит из медвежьего угла
О женской экзотике и не только
Текст: Алешин Геннадий
Документальные фильмы крайне редко демонстрируются на экранах российских кинотеатров. Поэтому появление на широком экране любого такого кино - уже событие. Тем более что снята картина, о которой речь, в крайне экзотическом месте - самом настоящем медвежьем углу.
«Медведи Камчатки. Начало жизни» - фильм о первом годе медвежьей жизни. Натуру для него нашли в Южно-Камчатском федеральном заказнике. Оттуда же родом и две «кинозвезды» - медведицы с медвежатами, жизнь которых в течение семи месяцев фиксировала съемочная группа.
Эти самые «Медведи…» пропутешествовали более чем по сотне кинофестивалей (в частности, их показывали и в одной из программ Берлинского фестиваля), завоевали свыше десятка различных призов, а теперь оказались и в российском прокате.
Вообще эта лента задала настроение всей кинонеделе: «Медведи Камчатки…» хотя сами по себе и очень экзотичны, на фоне остальных новинок вовсе не выглядят такой уж экзотикой. Чего стоит, например, полнометражный мультфильм «Гофманиада», снимавшийся российскими кинематографистами 15 (!) лет. О том, какое это будет зрелище, достаточно красноречиво говорит тот факт, что эскизы для этой картины рисовал Михаил Шемякин, прокатное же ограничение по возрасту 12+. В общем Дисней здесь и не ночевал.
Новая картина вышла у прошлогоднего открытия года (в этой номинации он выдвигался на «Нику») Кирилла Плетнева. Как актер он известен зрителю в основном по экшен-сериалам («Десантура» и «Диверсант»), как постановщик же подался на совсем иную, лирическую стезю. «Без меня» - не просто мелодрама, но (как, впрочем, и прошлая лента Плетнева-режиссера, «Жги!») еще и принадлежит к так называемому женскому кино: центральные персонажи тут представительницы слабого пола. К тому же и снята лента по сценарию Дарьи Грацевич, создательницы нашумевшего сериала «Измены».
Справедливости ради нужно отметить, что критики встретили «Без меня» довольно скептически - к «Жги!» отношение было гораздо лучше. Однако любой женский фильм - зрелище специфическое: смотрят его, как правило, отнюдь не из-за кинематографических достоинств.
Еще один столь же специфический фильм, как и «Без меня», - «Клубаре». Женских персонажей здесь почти нет, формально по жанру это криминальная комедия, находящаяся в формальном родстве то ли с «81/2 долларов» Григория Константинопольского, то ли со «Жмурками» Алексея Балабанова. Почему формально? Потому как фактически это сочинение на вольную тему рэпера Басты и его друзей. Несколько лет назад они дебютировали в кино картиной «Газгольдер», фильм был разгромлен критикой и получил низкие оценки зрителей, однако Баста нисколько не обиделся и пообещал исправиться в следующей картине. «Клубаре» и есть это самое исправление. Иными словами - женский фильм, в котором женщин заменили рэперами, любовные сцены - перестрелками, а лирический саундтрек… ну, я думаю, вы сами поняли, чем.
Думается, что такой обоймы экзотических изделий от отечественного производителя хватило бы не то что на неделю - на месяц. Однако и зарубежное кино на сей раз оказалось ничем не хуже.
Рассказ о западных новинках мы начнем с «Человека на Луне», биографической ленты Дэмьена Шазелла («Ла-ла-ленд» 16+) об американском астронавте Ниле Армстронге. Как правило, такие картины снимают с акцентом на свершениях выдающейся личности. Однако Шазелл поступил иначе - в центре внимания здесь Нил Армстронг как человек, все же остальное, в том числе полет на Луну, - второй план. Картина демонстрировалась в конкурсе Венецианского фестиваля, отзывы получила положительные, но сдержанные, и в итоге осталась без призов, хотя на «Оскар» за лучшую мужскую роль (Райан Гослинг) претендовать наверняка будет.
Две другие ленты, «Основано на реальных событиях» Романа Поланского и «Экстаз» Гаспара Ноэ, показывались в Канне. «Основано на реальных событиях» - типичный для творчества Поланского в последние годы психологический триллер, экранизация одноименного романа Дельфин Де Виган. Во Франции эта книга была удостоена нескольких литературных премий, сам же фильм отзывы получил смешанные: однако поскольку Поланский еще с прошлого века получил статус живого классика кино, то с тех пор и все его ленты, как правило, оцениваются именно так. Да, не «Китайский квартал» и даже не «Резня», хотя, пожалуй, ничем не хуже, чем «Горькая луна».
«Основано на реальных событиях» показывалось вне конкурса, «Экстаз» шел в конкурсном показе и, хотя получил только второстепенный приз (премию Международной конфедерации художественного кино), интерес вызвал огромный. Ведь снят этот фильм был Гаспаром Ноэ, еще со времен своей дебютной «Необратимости» завоевавшим славу самого экстравагантного режиссера мировой кинематографии. Если искать параллели, то «Экстаз» подстать «Одержимости» (снятой, кстати, упомянутым выше Дэмьеном Шазеллом), только если в «Одержимости» события, связанные с музыкальным конкурсом, происходят в течение нескольких месяцев, то в «Экстазе» ужаты в одну ночь.
Выпускники академии танца устраивают прощальную вечеринку, на ней ими овладевает странная эйфория, и… тем, кто помнят, что происходило с Моникой Белуччи в «Необратимости», дальше сюжет «Экстаза» рассказывать вряд ли стоит.
Остальные две новинки к фестивальным хитам не принадлежат, хотя в своем роде, наверное, не менее оригинальны. «Мэнди» - признание Николаса Кейджа в ненависти к своим фанатам. Уже много лет (примерно со времен «Говорящих с ветром») Кейдж делом доказывает, что прозвище Машинка-для-выпучивания-глаз ему дали не зря; и тем не менее все эти годы находятся те, кто верят, что «Оскар» за «Покидая Лас-Вегас» был в его жизни не случайно.
«Мэнди» - типичное второсортное кино о мести с Николасом Кейджем Машинкой-для-выпучивания-глаз в главной роли: творческое алаверды Рутгеру Хауэру и его «Бомжу с дробовиком» (18+). В «Мэнди», правда, будет не бомж с дробовиком, а дровосек с топором плюс банда язычников-байкеров и очень-очень много кетчупа.
Завершим наш обзор лентой «Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль». Если следовать сюжету, то ее можно назвать «Омерзительная восьмерка: сто лет тому вперед». Параллелей с тарантиновской картиной множество: и место действия - заброшенный отель где-то в провинции, и герои - внешне обычные американцы, у которых на поверку оказываются толпы разнообразных скелетов в их личных шкафах.
Кроме того, один из персонажей картины - лидер некоего культа: это уже отсылка не только к «…Восьмерке», но и к снимающейся сейчас тарантиновской ленте «Однажды в Голливуде», рассказывающей о легендарной банде Мэнсона. Тем не менее, несмотря на такое разительное сходство, сам Тарантино к этой картине никакого отношения не имеет. Это режиссерская работа Дрю Годдарда, прославившегося как сценарист «Марсианина» и «Войны миров Z». Судя по первым отзывам, постановщик из него получился также очень хороший.