Найти тему
wowitaly

По следам Микеланджело в Риме

Оглавление

Микеланджело Буонаротти (Michelangelo Buonarroti) – один из величайших гениев человечества за всю историю. Этот знаменитый итальянский скульптор, архитектор, живописец и поэт воплощал собой идеал человека эпохи Возрождения – всесторонне и гармонично развитую личность.

Считая себя только скульптором, Микеланджело создал большое количество живописных шедевров и грандиозных архитектурных проектов, среди которых – купол собора Святого Петра, Сикстинская капелла, площадь Кампидольо в Риме, статуя Давида и библиотека Лауренциана во Флоренции. Его произведения обладают такой мощью и достоверностью, которые трудно не просто превзойти, но даже скопировать. 

Микеланджело Буонаротти, Галерея Уффици
Микеланджело Буонаротти, Галерея Уффици

Работы Микеланджело в Риме: 

Сикстинская капелла

Папа Юлий II – самый крупный меценат и покровитель творчества Микеланджело в первые его годы в Риме. Именно он в 1508 г. поручает Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы, иллюстрирующую 9 сюжетов из Книги Бытия (первой книги Ветхого Завета). Именно это произведение Микеланджело считается величайшим примером искусства эпохи Возрождения. 

Сикстинская капелла
Сикстинская капелла

В промежутке между распалубками свода Сикстинской капеллы Микеланджело изобразил пророков и сивилл, которые задолго предсказывали появление Мессии для народа Израиля, или Спасителя для мира язычников. Каждый персонаж сидит на троне. Сивилла из древнегреческого города Дельфы была написана первой и является одной из самых прекрасных фигур в росписи Сикстинской капеллы.

В своем прославленном полуобороте Дельфийская сивилла обращает свой взор нас… ее волосы и мантию развевает ветер, получивший название «Духовного дуновения»… Ее мощная левая рука и мускулистая спина ее помощника считаются самыми прекрасными фрагментами живописи на всем плафоне
Фредерик Харт, американский скульптор
Дельфийская сивилла (Сикстинская капелла), 1509 г.
Дельфийская сивилла (Сикстинская капелла), 1509 г.

Среди всех гениальных фресок Сикстинской капеллы есть одна, которая выделяется даже на этом исключительном фоне. «Сотворение Адама» – шедевр среди шедевров, наивысший образец вдохновения Микеланджело, после которого трудно было представить по-другому библейский сюжет сотворения человека.

По мнению Джорджо Вазари, Адам Микеланджело написан «таким прекрасным, в таком положении, с такими очертаниями, что кажется, будто он действительно сотворен Создателем, а не кистью по замыслу человека». К первому человеку через бесконечное пространство Вселенной летит Бог в окружении сонма ангелов. Левая рука Адама робко тянется навстречу правой деснице Создателя. Их руки не соприкасаются, но именно в этом небольшом пространстве между их пальцами сосредоточен смысловой центр фрески: кажется, что сейчас произойдет разряд божественной энергии, дарующей жизнь первому человеку. 

Сотворение Адама, 1511 г.
Сотворение Адама, 1511 г.

В 1534 г. Микеланджело получает новый заказ – на этот раз на роспись алтарной стены Сикстинской капеллы, куда он возвращается спустя 25 лет после росписи плафона. Папа Павел III заказал ему огромную фреску на тему Страшного суда, над которой художник трудился в течение 6 лет (если включить срок для подготовки стены алтаря). Фреска изображает Второе пришествие Иисуса Христа и божественный суд над человечеством. 

Роспись поразила и удивила… весь Рим, более того – весь мир
Джорджо Вазари

Всего на фреске насчитывается более 300 фигур, причем почти все мужчины и ангелы первоначально были обнаженными. В XVI в. это стало причиной большого скандала. Особо консервативные священнослушители видели только «стену обнаженных тел», а не «заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира и окончательному воссоединению человека с Богом».

За несколько недель до смерти Микеланджело было принято решение прикрыть драпировками чресла обнаженных фигур. Эта неблагодарная задача была поручена художнику Даниэле де Вольтеру (который был большим поклонником Микеланджело). За это его в насмешку прозвали Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»).

Страшный суд, 1536-1541 гг.
Страшный суд, 1536-1541 гг.

Капелла Паолина, Апостольский дворец (Ватикан)

Последние годы жизни Микеланджело довольно много работает для папского двора. Для капеллы Паолина, возведенной по указанию Павла III, мастер создал две фрески –«Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» (1542-1550). Темы фресок были выбраны самим Папой в честь апостолов Петра и Павла, святых покровителей Рима. 

Обращение Савла, 1542-1545 гг.
Обращение Савла, 1542-1545 гг.

Собор Святого Петра

С 1546 г. Микеланджело занимался проектом собора Святого Петра, одного из самых важных и крупных храмов христианского мира. Строительство началось еще в 1506 г., но постоянно стопорились из-за многочисленных изменений, вносимых в проект. Микеланджело вернулся к идее центральнокупольного сооружения, предложенной когда-то Донато Браманте. Над постройкой должен был возвышаться мощный центральный купол по примеру древнеримского Пантеона.

Микеланджело рассматривал свою работу над куполом собора Святого Петра как одну из величайших в своей жизни, которая дарует ему спасение на небесах. Однако при жизни Микеланджело был возведен только центральный барабан купола, а само строительство собора было завершено только в 1626 г.

Собор Святого Петра в Ватикане
Собор Святого Петра в Ватикане
Купол собора Святого Петра
Купол собора Святого Петра

Собор Святого Петра, скульптурная группа «Пьета»

В период между 1498 и 1499 гг. по заказу кардинала Жана Билэра де Лягрола Микеланджело изваял великолепную скульптурную группу «Пьета» (оплакивание Христа Марией). Более других его предыдущих произведений «Пьета» способствовала славе Микеланджело как выдающегося скульптора. Практически сразу же «Пьета» была признана шедевром, вызывающим безмерное восхищение всех, кто когда-либо ее видел.

Когда Микеланджело ее изваял, ему не было и 25 лет, и, конечно, нашлись те, кто усомнился в его авторстве. Как писал биограф Микеланджело Джорджо Вазари, некие миланцы даже утверждали, что это работа их земляка. Тогда Микеланджело, вооружившись светильником и резцом, пробрался ночью в собор и вырезал свое имя на ленте, опоясывающей грудь Мадонны: «Michael Angelus Bonarotus Fiorent(inus) Faciebat» («Сделано Микеланджело Буонаротти, флорентийцем»). Это единственная работа Микеланджело, которую он подписал.

Пьета, 1499 г.
Пьета, 1499 г.

Площадь Кампидольо / Piazza del Campidoglio

Площадь Кампидольо (Капитолийская площадь) расположена на вершине Капитолийского холма, где во времена Древнего Рима находился табуларий (государственный архив). В Средние века, однако, это место пришло в запустение, и его даже использовали в качестве пастбища для коз.

Папа Павел III был недоволен тем, во что превратилась площадь в самом сердце Рима. Также ему хотелось впечатлить императора Карла V, поэтому разработку проекта площади и зданий на Капитолийском холме он поручил самому талантливому на тот момент архитектору – Микеланджело. 

Микеланджело придал площади трапециевидную форму и изменил ее ориентацию с Римского форума (символа античного языческого Рима) на базилику Святого Петра, то есть папский Рим и христианство. В центр была помещена конная статуя Марка Аврелия, для которой Микеланджело создал постамент. Это единственная сохранившаяся до наших дней конная статуя римского императора (она сохранилась благодаря тому, что человека на коне приняли за первого христианского императора Константина Великого).

Также Микеланджело разработал новый фасад для обветшалого палаццо деи Консерватори, и создал проект Палаццо Нуово как его зеркальное отражение, тем самым обеспечив баланс и симметричность зданий. Сегодня в обоих палаццо размещаются экспозиции Капитолийских музеев.

Капитолийская площадь
Капитолийская площадь

Микеланджело спроектировал не только саму площадь, но и широкую и пологую, напоминающую пандус, лестницу Кордоната (Cordonata), ведущую на нее.

Лестница Кордоната
Лестница Кордоната

Хотя на момент смерти Микеланджело работа по переустройству площади не была завершена, в течение следующих 100 лет его рисунки использовались для придания ей окончательного облика.  

Церковь Сант-Пьетро-ин-Винколи, усыпальница Папы Юлия II

В начале XVI в. Папа Юлий II выступал заказчиком многих работ в Ватикане и Риме, приглашая лучших архитекторов, скульпторов и живописцев. К созданию собственной усыпальницы он решил привлечь лучшего из лучших – Микеланджело, поручив ему реализовать грандиозный проект. Усыпальница Юлия II в первоначальном варианте своими размерами и богатствами могла бы затмить все остальные гробницы мира. Она должна была иметь 9 м в ширину и 6 м в длину и три яруса, украшенных 40 статуями размерами выше человеческого роста.

Строительство планировалось завершить через 5 лет, но даже гению Микеланджело такая задача оказалась не под силу. В 1506 г. Юлий II задумал перестроить собор Святого Петра, и новый проект отвлек его от мыслей об усыпальнице. А в 1513 г. Папа умер, и Микеланджело пришлось годами судиться с наследниками, прежде чем была достигнута договоренность о строительстве более скромной гробницы.

Я потратил свою молодость, будучи прикован к этой гробнице.
Микеланджело Буонаротти

В итоге работы по созданию усыпальницы для Папы были завершены только спустя 40 лет с момента заказа. От первоначального замысла, который оказался слишком дорогостоящим, практически полностью пришлось отказаться. Лишь три статуи нижнего яруса, включая статую Моисея, были выполнены Микеланджело, остальные были созданы его помощниками.

Усыпальница Юлия II, церковь Сан-Петро-ин-Винколи, 1545 г.
Усыпальница Юлия II, церковь Сан-Петро-ин-Винколи, 1545 г.
Статуя Моисея работы Микеланджело
Статуя Моисея работы Микеланджело

Санта-Мария-сопра-Минерва / Santa Maria sopra Minerva

Церковь Санта-Мария-сопра-Минерва (входит в маршрут нашего обзорного квеста по Риму) – единственная оригинальная готическая церковь Рима. Здесь находится (слева от алтаря) одна из менее известных работ Микеланджело – мраморная статуя «Христос с крестом». Изначально статуя изображала Христа полностью обнаженным, драпировка была добавлена позднее – в XVII в.

Христос с крестом, 1519—1521
Христос с крестом, 1519—1521

Церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири / Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri

Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири перестроена из руин терм императора Диоклетиана (эти термы были самыми большими в Риме). Довольно сложный проект по перестройке был доверен Микеланджело, и эта церковь – его последняя работа перед смертью.

-15