Найти тему
Алёна Янушко

Любовь расширяет границы. Фильмы о любви и не только о ней

В 2006 году на Каннском кинофестивале состоялась премьера фильма «Париж, я люблю тебя». Киноальманах, состоящий из восемнадцати короткометражных фильмов о разных проявлениях любви, каждый сюжет которых разворачивается в определённом округе города. Вслед за этим фильмом были выпущены киноальманахи, снятые по этой же модели – каждая новелла имеет своего режиссёра, сценариста и определённый актёрский состав. Совместные проекты, объединяющие кинематографистов разных стран, обрели значительную популярность. Начиная с 2009 года подобные фильмы появлялись практически ежегодно, местом действия стали крупные мегаполисы такие, как Нью-Йорк, Москва, Киев, Гавана, Рио-де-Жанейро, Тбилиси.

Отдельные истории любви в этих фильмах объединены образом многолюдного города. Фильм «Париж, я люблю тебя» начинается одновременным появлением на экране отдельных кадров, изображающих главных героев каждой новеллы. Затем происходит укрупнение первого кадра, и начинается история любви – город и его архитектура здесь выступают главным связующим звеном человеческих отношений, события разворачиваются последовательно, герои одной новеллы не пересекаются с героями другой.

Структура киноальманаха на тему «любовь и город» получила новое развитие в России с выходом фильма Анны Меликян «Про любовь». Сама режиссёр утверждает, что для неё эта работа – не киноальманах, а целостный фильм, в котором истории любви раскрываются последовательно, независимо друг от друга, но при этом все герои взаимосвязаны. Основной точкой пересечения героев становится лекция героини Ринаты Литвиновой, тема которой «Любовь». Фильм Анны Меликян – это не патетическое признание в любви городу, которое звучит уже в самих названиях фильмов о Париже, Нью-Йорке и других мегаполисах. В этом фильме любовь не привязана к месту, истории могут разворачиваться в любой локации, для режиссёра важнее личности героев, их отличительные черты, через которые удаётся раскрыть окружающие нас реалии современного города. Герои-анимешники в яркой одежде стоят на светофоре среди серой массы угнетённых людей, но кто-то из этих угнетённых станет главным героем в следующей новелле.

Любовь, как и её отсутствие, в фильме Анны Меликян продиктовано требованиями большого города. Так перед Лизой (Юлия Снегирь) встаёт вопрос измены любимому человеку ради денег. А герой Евгения Цыганова констатирует: «Среда определяет нашу жизнь, она формирует наше сознание, она меняет нас каждый день… Мы должны стремиться к красоте, мы должны жить в красоте, мы должны создавать красоту, иначе мы не люди, а рабы», - разве в этих словах не заключены современные идеалы о красивой жизни, диктуемые нам обществом посредством СМИ? Наезд камеры на лицо актёра показывает ироничное отношение режиссёра к подобным иллюзиям современности. И следом вопрос: «Хотите я вас голой на стене нарисую?», – жажда свободы самовыражения Бориса будет раскрыта в его отношениях с женщинами в другой новелле.

Возникает вопрос о возможности любви в современном мегаполисе. Существует ли сегодня иной тип отношений, кроме потребительских? Героиня Юлии Снегирь совершает выбор в пользу малоперспективного мужчины, остаётся с ним не ради денег, в этом случае можно говорить о любви, а не о выгоде. Как и в новелле под названием «Фестиваль русской культуры»: двоим героям, живущим в Токио, для того, чтобы их судьбы пересеклись, нужно было оказаться вместе в другом большом городе. Парадокс в том, что их любовь рождается не из общего национального сознания, а благодаря объединяющей их любви к русской культуре.

В фильме Анны Меликян город показан опосредовано, через образы героев. Город – это люди. Уличные музыканты, исполняющие популярные хиты, граффити на стенах, ленты новостей в соц. сетях, летящий по городским кварталам воздушный шарик. Образ города рождается из любви. Это не обязательно любовь между женщиной и мужчиной, в фильме мы видим разные типы любви такие, как любовь к искусству или любовь к своей работе. Для героини Марии Шалаевой «огни большого города» начинают сиять новым светом, когда она надевает на себя любимый анимешный образ; для японки, влюблённой в русскую культуру образ Москвы – олицетворение её главной мечты; для бизнесмена (Владимир Машков) город – панорамные окна делового центра «Москва-Сити»; для художника Бориса город – это уродство, которое необходимо украсить.

В своём новом проекте «Про любовь. Только для взрослых» Анна Меликян доказывает, что любовь в большом городе не просто возможна, здесь любовь помогает героям преодолеть одиночество и достичь реализации своих желаний. В отличие от предыдущего фильма, где перед нами постоянно встаёт вопрос, любят ли герои друг друга, или они просто испытывают физическое влечение, в этом фильме каждая новелла разрешается однозначно – герои либо выходят из кризиса своих отношений, либо находят свою любовь.

Вопрос о шансе найти свою вторую половинку в огромном мире, который звучит в фильмах Анны Меликян раскрывается и в ряде проектов Резо Гигинеишвили. Фильмы «Любовь с акцентом» и «Без границ» вышли на экраны ещё до появлени альманаха Анны Меликян.

Хронотоп фильма «Любовь с акцентом» расширяет «границы любви». В фильме Гигинеишвили герои доказывают, что встретить свою вторую половинку можно не только в огромном мегаполисе, но и в другой стране. Здесь действие новелл развивается не последовательно, а параллельно, сюжетные линии чередуются друг с другом, но не переплетаются. Все новеллы объединены одним пространством – в завязке фильма герои отправляются в Грузию, где их любви предстоит преодолеть определённые препятствия.

Для любви границ не существует. Эта идея отражена и в комедии «Без границ». Действие «международной» комедии разворачивается в четырёх локациях: аэропорт, Москва, Тбилиси, Ереван. Гигинеишвили уходит от связи разных историй любви путём пересечения героев в большом городе, что присутствует в его раннем фильме «Жара». Единственным связующим звеном каждого сюжета становится пространство города, а главной темой – тема любви, звучащая музыкальной композицией Нэта Кинга Коула «L.O.V.E.».

Перенесёмся из солнечной Грузии в элегический Петербург. Ещё один киноальманах был выпущен в 2016 году. Семь независимых новелл, объединённых тремя темами – любовь, Санкт-Петербург и любовь к Санкт-Петербургу – соединились в фильме «Петербург. Только по любви». Здесь влюблённые под классическую музыку гуляют по улицам, читают стихи Бродского, даже мечтают о красивой смерти среди памятников архитектуры… Фильм эстетичен, как и сам город. Особенно примечательна новелла «Аничков мост», главная героиня которой является ни кем иным, как экскурсоводом. Марина (Полина Кутепова) обошла все достопримечательности города с флажком в руках, кажется, она знает о Петербурге всё, но слова одного героя переворачивают её сознание. «Стихию можно обуздать только на время», – эти слова адресованы не только главной героине, они восходят к самой истории создания города на Неве – «Ты была не равнодушна, история текла через тебя… а потом любовь ушла из твоего сердца, ты видишь только буквы, но буквы лживы, услышь этот город, услышь его снова, он хочет, чтобы ты снова была живой». Тема любви к городу в этом фильме возвращает нас к альманаху «Париж, я люблю тебя», где город и его архитектура определяют человеческие взаимоотношения.

Как показать любовь среди застывшей в памятниках истории? Этот вопрос пытался решить ещё в 2003 году Алексей Учитель в своём фильме «Прогулка», где зрителю предоставляется возможность прожить полтора часа вместе с героями фильма, которые идут по улицам Петербурга и разыгрывают настоящую драму. Камера в фильме практически не бывает статичной, она движется вместе с героями. Диалоги, которые разворачиваются между Олей (Ирина Пегова), Алёшей (Павел Баршак) и Петей (Евгений Цыганов) лёгкие и искренние, возникает ощущение, что актёры действуют не по сценарию, а импровизируют. В этом фильме любовь наполняет город жизнью без лишней помпезности и эстетики, стереотипно закреплённой в нашем сознании за образом Петербурга.

Оксана Бычкова – одна из режиссёров-создателей фильма «Петербург. Только по любви» – в своих ранних работах обращалась к теме «любовь и город». В фильме «Питер FM», в отличие от более близких к нашей современности фильмов Анны Меликян, встреча двух людей в большом городе практически невозможна. Маша (Екатерина Федулова) и Максим (Евгений Цыганов) проходят по одной улице не пересекаясь друг с другом, каждая их договорённость о встрече оборачивается неудачей – город не соединяет людей, а наоборот разводит их по разным сторонам улицы.

Ещё один фильм Оксаны Бычковой делает шаг к расширению границ любви. Герой фильма «Плюс один», британский кукольник, даёт задание ученикам: предлагать свои объятья незнакомым прохожим на улице. Образ летящего в небе самолёта и строящейся Москвы способствует возникновению любви между двумя абсолютно противоположными друг другу героями, а пробки на дороге становятся толчком к развитию их отношений.

Рассмотренные фильмы о любви в большом городе – это лишь самые успешные образцы, которые возникли за последние несколько лет. Интерес к городу, стране и миру сегодня только возрастает, люди стремятся расширить границы, найти способ общения на разных языках, и самым поэтичным способом, конечно, становится любовь.