Найти в Дзене
Весла в руки...

«Таймень» - как много в этом звуке…

Сегодня разговор пойдет о лодках.

Одна из самых распространенных моделей на наших реках - "Таймень-3".
Одна из самых распространенных моделей на наших реках - "Таймень-3".

Поговорим о транспортных средствах байдарочника – о лодках. Конструкторская мысль наплодила огромное количество их разновидностей, но все они, по сути, относятся всего лишь к трем группам: надувные, каркасные и каркасно-надувные. В своей туристической биографии мне довелось «покататься» на всех типах. В этой статье – краткий обзор, причем абсолютно субъективный. Сразу отмечу, что я не рассматриваю спортивные лодки для сплавов по горным рекам и прочих экстремальных развлечений. Только массовый оздоровительный туризм.

Начнем с надувных байдарок (Challenger, Хатанга и др.). На мой взгляд такая байдарка сродни игрушке. Для серьезных походов абсолютно непригодна. К основным минусам можно отнести высокую уязвимость. Причем даже не от коряг или камней, пробиваются такие лодки довольно редко, а от самого процесса эксплуатации.

Надувная байдарка "Хатанга". Прекрасный образец в своем классе. Фото с сайта (см. лого вверху)
Надувная байдарка "Хатанга". Прекрасный образец в своем классе. Фото с сайта (см. лого вверху)

Такие байдарки унаследовали все проблемы, свойственные надувным лодкам вообще: периодически спускающие клапаны, микротрещины, через которые уходит воздух. Как-то раз одна из лодок просто взорвалась из-за разницы температур: с утра ее горе-экипаж подкачал по полной, а в середине дня, при жаре в 50 градусов на солнце, произошел большой «бум». Кроме этого, надувные лодки имеют небольшую грузоподъемность и, как правило, одноместные. Добавим трудности с ремонтом в полевых условиях. В итоге, в лице надувной байдарки мы имеем хороший спортивный снаряд для выходного дня на пляже или небольшого однодневного сплава.

Каркасно-надувные лодки (например, «Вуокса») хорошо приспособлены для длительных переходов, имеют высокую плавучесть за счет надувных элементов оболочки (борта или дно). Лодки хорошие, прекрасно подходят для длительных походов, обладают хорошей грузоподъемностью, комфортны.

"Вуокса" - настоящий лимузин среди байдарок. Комфортна, удобна.... и очень дорога))
"Вуокса" - настоящий лимузин среди байдарок. Комфортна, удобна.... и очень дорога))

Собственно, к недостаткам можно отнести только их дороговизну. Требуют внимания при сборке и наблюдения за надувными элементами. Надо сказать, что сходив на «Вуоксе» на пару сплавов, я не нашел к чему придраться. Единственно, было бы жалко ходить на ней по малым рекам, таким как Бузулук, где часто приходится елозить брюхом по дну или продираться сквозь кусты и коряги.

Наконец, каркасные лодки («Таймень», «Салют»). Это самый распространенный тип туристических байдарок с идеальным соотношением цена-качество. Представляют из себя дюралевый или деревянный каркас, обтянутый «чулком». Как на фото ниже.

Дюралевый каркас "Тайменя"  будет служить практически вечно. Собственно и "Салюта" тоже.
Дюралевый каркас "Тайменя" будет служить практически вечно. Собственно и "Салюта" тоже.
Вот и "Салют".
Вот и "Салют".

В сети часто встречаешь жаркие дискуссии на тему преимуществ «Тайменя» над «Салютом» и наоборот. Я большой разницы в их эксплуатационных характеристиках, честно говоря не разглядел. Внешние отличия можете посмотреть на фото ниже.

"Салют" (вверху) и "Таймень". Разница в ширине носовой части.  Чуть труднее грести, зато можно больше погрузить. Решать - вам.
"Салют" (вверху) и "Таймень". Разница в ширине носовой части. Чуть труднее грести, зато можно больше погрузить. Решать - вам.

Мы большую часть походов совершили на «Тайменях». Очень выносливые, живучие и грузоподъемные лодки. Наиболее распространены двух- или трехместные варианты. Такие байдарки универсальны, подходят для любых туристических походов. Легко ремонтируются в полевых условиях. К сожалению, оба типа сняты с массового производства, но можно найти их клоны, производящиеся небольшими предприятиями. В конечном итоге, можно купить б/у каркас и новый чехол. Алюминиевый каркас «Тайменя» практически вечный, уязвимы обычно пружинные защелки стрингеров в средней части и иногда крепления бортов. Про живучесть и мореходность байдарок будет отдельная статья, пока скажу, что за 20 лет походов ни одна лодка не перевернулась и не утонула, хотя некоторые экипажи старались сделать это из всех сил)).

Правильно загруженный "Таймень" выглядит очень изящно. Даже слегка "глиссирует" )) Кстати в лодку на фото загружено порядка 300 кг (вместе с пассажирами).
Правильно загруженный "Таймень" выглядит очень изящно. Даже слегка "глиссирует" )) Кстати в лодку на фото загружено порядка 300 кг (вместе с пассажирами).

До новых встреч! Если интересно и хотите еще - не жалеем "лайки" и подписываемся.