Найти тему
Logo Go!

Постановка звука "Р" в домашних условиях. Часть 2 - Упражнения для разминки.

Постановка звука - трудоемкий процесс для мышц артикуляционного аппарата, тем более для неокрепших растущих мышц ребенка. Поэтому перед непосредственной работой над звуками мышцы необходимо подготовить и разогреть. Для этого существуют специальные упражнения, включающие в себя активную, а иногда пассивную гимнастику и массаж.

Логопедический массаж при необходимости проводит логопед. При повышенной спастичности мышц проводится массаж для их расслабления, при гипотонии, наоборот - массаж, направленный на активизацию мышечного тонуса. Без индивидуальных рекомендаций логопеда выполнение массажа в домашних условиях не рекомендуется, поскольку есть вероятность неправильно дифференцировать эти состояния.

Дифференцированный логопедический массаж
Дифференцированный логопедический массаж

Пассивная артикуляционная гимнастика - это пассивное выполнение элементов упражнений органами артикуляции с участием логопеда (или с помощью родителя). То есть это могут быть выведение, отведение, поднятие, опускание, покачивание языка, растягивание, приподнимание, опускание, смыкание губ и т.д. руками или специальными приспособлениями (инструментами). Пассивная гимнастика направлена на активизацию артикуляционных мышц, способствует выработать правильную полноту и объем, плавность, симметричность движений. Она обычно выполняется после логопедического массажа. И то и другое, как правило, применяется при дизартрии. Но ввиду множественности речевых нарушений и наличия минимальных признаков дизартрии у большинства современных детей, эти упражнения показаны практически всем.

Пассивная артикуляционная гимнастика
Пассивная артикуляционная гимнастика

И, пожалуй, самая известная - активная артикуляционная гимнастика. К ней относятся многочисленные упражнения для мимических мышц лица, губной мускулатуры, мышц языка, что способствует развитию четкости, плавности, дифференциации включения различных мышц, развитию полноты и объема артикуляционных поз и движений, необходимых для правильного произношения звуков. Эта гимнастика проводится или как самостоятельная разминка, или после пассивных артикуляционных упражнений.

Для постановки звука "Р" используют такие упражнения активной артикуляционной гимнастики:

- упражнения для губ: "Улыбка", "Трубочка" ("Дудочка"), "Вкуснятина" ("Вкусное варенье");

Активная артикуляционная гимнастика перед постановкой звука "Р"
Активная артикуляционная гимнастика перед постановкой звука "Р"

- упражнения для языка: "Блинчик", "Лопатка", "Заборчик", "Непослушный язычок", "Чашечка", "Чьи зубы чище", "Кошечка", "Маляр", "Молоток", "Качели", "Грибок", "Гармошка", "Футбол", "Лошадка", "Барабанщик" ("Пулемет"), "Моторчик", "Кучер", "Фокус".

Не все дети хотят выполнять такую гимнастику. Многие упорно сопротивляются, или не понимают, что от них требуется. Поэтому первое условие, которое должно быть обязательно соблюдено - все упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенок должен видеть как свое отражение, так и отражение взрослого, выполняющего гимнастику вместе с ним. Второе, необязательное, условие - использование во время занятия помощника, который значительно упрощает процесс и перед которым устоять могут немногие - Игрушечный язычок.

-5

Для этого можно использовать обычную рукавичку сшитую своими руками (красного или розового цвета), а можно купить уже готовое изделие. Такие рукавички продаются в магазинах для логопедов и в интернете и носят серьезное название - "Логопедический тренажер "Язык".

Логопедический тренажер "Язык"
Логопедический тренажер "Язык"

Не стоит расстраиваться, если какое то из упражнений не получается. Его можно пропустить, заменив схожим. Так, в ходе многократных тренировок Вы обязательно достигнете необходимого результата!

Успехов Вам и Вашим детям!