Найти в Дзене
Geek Culture

Обзор фильма «Человек на Луне»

Оскароносный дуэт Дэмьена Шазелла и Райана Гослинга в этом году будет снова впечатлять поклонников новым фильмом – «Человек на Луне» о Ниле Армстронге, первом космонавте, ступившем на спутник Земли. 20 июля 2019 года исполнится 50 лет с высадки на Луне. Лента снята по мотивам книги «Первый человек: Жизнь Нила Армстронга» Джеймса Р. Хэнсена. Писатель много общался с космонавтом, который не сразу был готов задокументировать свою жизнь. В итоге получилась подробная биография, которой и руководствовались команда фильма. Нил Армстронг разговаривал с продюсерами и незадолго до смерти дал согласие на съёмки.

Гослинг с сыновьями Армстронга
Гослинг с сыновьями Армстронга

Дэмьен Шазелл снова поднимает тему успеха и достижения: в «Одержимости» он рассказывает о целеустремленности и трудолюбии, в «Ла-Ла-Лэнде» – о противоречивости славы, в «Человеке на Луне» сфокусируется на цене и жертвах. «Он хотел развенчать ожидания от фильма о героической высадке на Луну и поместить зрителя на место главных героев со всеми трудностями, стоявшими у них на пути», – объясняет продюсер Вик Годфри[1]. Шазелл вдумчиво и внимательно изучал книгу Хэнсена и общался с участниками миссии «Аполлон-11», семьёй и друзьями космонавта. Он собрал проверенную оскароносную команду и снял фильм, в котором, по словам сына Армстронга, Марка, «люди увидят человека, который столкнулся с очень тяжелыми препятствиями»[1], прежде чем совершил одно из величайших достижений в истории человечества.

В отличие от улыбчивого, общительного и обаятельного Юрия Гагарина, Нил Армстронг не совсем соответствовал типажу национального героя – он был сдержанным на людях, застенчивым и не эмоциональным. Коллеги и товарищи отмечали его спокойствие и выдержку, прозвав за это Нила «ледяным капитаном», а друзья и члены семьи говорили, что с ними он открыт и бывает забавным. Поэтому было важно показать двойственность личности Армстронга. Для этого Шазелл обозначает два угла подачи – работа и семья. «Мне картина виделась фильмом о высокой миссии, а Райан увидел её как трагическую историю», – говорит Дэмьен Шазелл[1]. Два взгляда соединились в один. Райан Гослинг проживает своего героя трагическим и страдающим, а не бесстрашным и решительным, каким он казался обществу в качестве национального символа. Первостепенной задачей режиссёра и актёра было передать эмоциональную сторону личных переживаний Нила. Даже его «маленький шаг» показан в фильме не так детально – режиссёр опускает момент, как Армстронг и Эдвин Олдрин раскладывают мемориальные предметы на Луне, фотографируют, Олдрин проводит церковную службу и прочее. Чувства, которые Нил Армстронг испытывал, думая жертвах, которые не сломили его на пути к цели, были важнее. Иногда Шазелл перебарщивает, заставляя героя часто вспоминать об умершей дочке, но то была одна из негероических сторон первого человека на Луне. Биограф Армстронга Джеймс Хэнсен сказал, что не знает, кто сыграл бы лучше Райана[1].

-2

Не меньшее внимание уделено и тяжёлой доле жён космонавтов, особенно – супруги Нила Джанет в исполнении Клэр Фой («Корона»). Режиссёр ставит её наравне с Армстронгом по первостепенности ролей, потому что она – его главная поддержка. Если сравнить «Человека на Луне» с российским фильмом «Гагарин. Первый в космосе», то в последнем жена космонавта Валентина Гагарина – спокойная, скромная и послушная жена, которая не перечит мужу и уж тем более его руководству. Джанет уважает и любит Нила, но не забывает об опасности миссии, потому что на её глазах погибают друзья-космонавты, и она боится, что и её муж попадёт в череду похорон и поминок, которые чёрной нитью траурных костюмов тянутся через фильм. Поэтому Джанет ведёт себя жёстко, эмоционально и решительно.

-3

Главное драматургическое предназначение героев – Луна – представляется как отдельный самостоятельный персонаж. Она даже воспринимается как антагонист, потому что к ней в отчаянные минуты обращаются взгляды космонавтов как к недостижимой и далёкой цели.

Оператор – глаза режиссёра, и эту историю от Шазелла мы снова увидим глазами Линуса Сандгрена, который стоял за камерой и при съёмке «Ла-Ла-Лэнда». Линус получил «Оскар» от Американской киноакадемии и восторженные отзывы от критиков за операторскую работу в мюзикле. Сценарист Джош Сингер считает, что «лучше дуэта, чем Дэмьен и Линус, для фильма и пожелать нельзя»[1], и эта аксиома только подтверждается «Человеком на Луне». Шазелл изначально хотел снять документалку[1], но в итоге обратился к «синема верите» – методу съёмки, где «репортажность» предпочитается художественности. «Синема верите» снимают на 16-миллиметровую плёнку, что создаёт зернистость изображения. Сандгрен использует её только на «земных» кадрах, чтобы подчеркнуть время – картинка передаёт ретроспективу 60-ых и выглядит как историческая хроника. Снимая полигоны и кабинеты НАСА, оператор переходит на плёнку 35 миллиметров, чтобы повысить контраст и резкость для передачи тяжёлой атмосферы в кулуарах космической индустрии. И, наконец, Луна снимается в IMAX, чтобы дать напряжённому весь фильм зрителю выдохнуть и насладиться серыми просторами лунных равнин. Монтаж осуществлял также оскароносный Том Кросс («Одержимость», «Ла-Ла-Лэнд», «Величайший шоумен»), соблюдая специфику «синема верите» с помощью приёма jump cut. У команды получилось потрясающее изображение, которое полностью осуществляет замысел режиссёра – погрузить зрителя в происходящее с головой.

-4

Дэмьен Шазелл считал, что не космические корабли и высокотехнологичные компьютеры передадут атмосферу подготовки и осуществления посадки. Он намеренно уводит это на второй план, а на первый выдвигает процесс полёта, помещая зрителя в кабину пилота и заставляя пережить этот опыт. «Дэмьен хотел, чтобы это был триллер», – говорит продюсер Вик Годфри[1]. Оценивая фильм с этой точки зрения, можно уверенно заявить, что киноистории о космических миссиях – тот ещё хоррор. Люди понимают и представляют, как рискованны космические полёты, а первые – тем более. И Шазелл находит, как передать это чувство страха и смертельной опасности. Он показывает полёт изнутри, не используя нагнетающую музыку и не сгущая краски мощными спецэффектами. Он решает это с помощью саунд-дизайна – приёма, брошенного Кристофером Ноланом в «Дюнкерке» и успешно подхваченного остальными. Звук – важнейший и сильный инструмент передачи атмосферы и реализма. Вместо привычной напряжённой музыки – напряжённые звуки. В кульминационные моменты терпение зрителя испытывает тишина, а напрягают и заставляют переживать грохот, скрипы, визг, шипение, скрежет, под которые бешено трясётся и вертится камера – такой жуткий аттракцион переживали космонавты, и зритель действительно чувствует это максимально по-настоящему.

-5

Однако это не значит, что фильм обделён музыкой. Более того, её написал ещё один обладатель заветной статуэтки из успешной команды «Ла-Ла-Лэнда» – Джастин Гурвиц. Как уже говорилось, сделан упор на звуки, но нечастое музыкальное сопровождение запоминается сильными, вдохновляющими, проникновенными композициями.

В картине Дэмьен Шазелл хочет показать, чего стоит успех и насколько сильно не соответствует действительности тот флёр, которым окутывают его журналисты, писатели и общество. Он отстраняется от неприступной романтичности космоса и героики, которыми овеяны космические миссии, и представляет прямо противоположную тяжёлую и трудную историю первого человека на Луне.

Автор: Альбина Ахатова

[1] На основе печатных материалов с пресс-показа фильма