Найти тему
UNTITLED FOUNDATION

Оскал постмодернизма: недолговечное искусство

Фурор, который Бэнкси произвел на аукционе Sotheby’s, продолжает будоражить арт-мир – ленты фейсбука и инстаграма пестрят шутками о художнике-провокаторе. В работу Бэнкси был встроен механизм «саморазрушения», запущенный прямиком после ее продажи за миллион фунтов – шредер изрезал работу. Впрочем, это не первая история, в которой художник не стремится остаться во времени – периодически современные авторы разрушают, рвут и сжигают свои произведения, насмехаясь над максимой ars longa vita brevis.

Еще в 1959 году свой манифест опубликовал Густав Метцгер, где выступил против системы капитализма (общее место для всех художников-разрушителей), арт-дилеров и коллекционеров, которые «манипулируют искусством ради собственной выгоды». Саморазрушающиеся произведения от назвал «отчаянным подрывным политическим оружием», после чего опробовал свой метод на практике – на берегу Темзы художник вывесил полотнища, которые на глазах у обескураженной публики обработал кислотой. Арт-объект истлел прямо перед зрителями.

Пародия на арт-рынок, критика «звериного оскала капитализма» и массового потребления - вот, почему художники уничтожают свои произведения. На волне левых идей художники совершают их ритуальные сожжения или проводят менее устрашающие, но ироничные перфомансы. Например, Майкл Лэнди из Young British Artists сделал радикальный шаг, проведя акцию Break Down. Художник провел опись всех вещей, которые у него были – включая одежду и автомобиль, получилось 7227 объектов – затем собрал их вместе и поджег. Коллега-художник Трейси Эмин осталась очень недовольна акцией: дело в том, что среди вещей Майкла были и ее работы. Вероятно, художник исходил из двух ключевых мотивов: критики культа потребления и своего эмоционального фона. Так, уничтожение всех вещей, которые накопились у него за жизнь, может означать и попытку отказа от прошлого. Наверное, сходить к психоаналитику было бы проще, но не для артиста. Такая вот оригинальная психотерапия.

Американский художник Дэвид Хаммонс обошелся без масштабных разрушений – он просто превратил в произведение искусства снег, который вскоре растаял. В 1983 году он устроил перформанс «Распродажа снежков». На одной из улиц нью-йоркского района Ист-Виллидж Хаммонс разбил импровизированный лоток. На нем в качестве арт-объектов он разложил снежки разных размеров. Недолговечный товар рассматривали, но не покупали, а он тем временем таял и саморазрушался.

Уничтожение как художественный метод интересовало и Жана Тэнгли, художника-кинетика. Он создавал кинетические скульптуры из множества деталей, они, в свою очередь, собирались в сложные механизмы, но служили, правда, весьма абсурдному результату – скульптуры самоуничтожались. ««Я постарался создать самый красивый объект в мире, самую красивую саморазрушающуюся машину из тех, что когда-либо строил. Она была похожа на белый призрак на черном фоне. Я заставил все элементы работать против друг друга и задумывал все действо как спектакль», - так автор описывал самую грандиозную из них.

-2

Скоротечность бытия – мотив, близкий еще одному художнику. Из года в год Урс Фишер создает восковые скульптуры, которые, как свечи, тают и сгорают дотла на глазах у зрителей. Последний его опыт – это «Даша», восковая скульптура основателя музея «Гараж» Дарьи Жуковой. Дебютом же стала серия скульптур из воска «What if the phone rings», которую художник представил в 2003 году. Фигуры обнаженных женщин в натуральную величину горели и таяли – так, произведение менялось уже без участия самого автора. А в 2011 году на Венецианской биеннале Урс успел «сжечь» пятиметровую копию скульптуры «Похищение сабинянок» и рассматривающего ее современного зрителя, прообразом которого стал друг Фишера.

-3

Впрочем, не всегда уничтожение работ – это символический жест, исполненный глубокого смысла. Иногда это просто – творческий кризис или душевный порыв. Так, немецкий художник Герхард Рихтер весьма своеобразно относился к своей живописи: жестоко критикуя себя на заре карьеры, он уничтожал работы. По подсчётам искусствоведов, из-за проблемной самооценки художника мы недосчитались 60 работ его раннего периода. Немецкий журнал Spiegel подсчитал урон от действий Рихтера против самого себя: сейчас уничтоженные картины стоили бы $655 млн. Впрочем, Рихтер – не единственный, кто может «психануть»: однажды свои картины сжег и Джон Балдессари, переживая творческий кризис.

Подписывайтесь на наш канал, если хотите знать, как устроено современное искусство. Фонд Untitled Foundarion оказывает поддержку молодым художникам: адресные гранты, организация групповых и персональных выставок, курирование проектов. Подключайтесь к нам на фейсбуке, если хотите узнавать наши новости!