Найти тему

О чем работник должен сообщать бухгалтеру

Оглавление

Из-за устаревших сведений о сотруднике бухгалтер может неверно определить базу по НДФЛ или некорректно заполнить «зарплатную» отчетность. Все это может обернуться для организации штрафами. Поэтому очень важно, чтобы работники своевременно извещали бухгалтерию или отдел кадров об изменении своих персональных данных.

Сотрудник изменил ф. и. о.

1. На что вли­я­ет: ин­фор­ма­ция о новых ф. и. о. нужна бух­гал­те­ру для того, чтобы верно за­пол­нить от­чет­ность по НДФЛ.

О смене фамилии налоговики узнают от отделения ЗАГСа. Ведь оно обязано сообщить налоговым органам, скажем, о регистрации или расторжении брака в течение 10 рабочих дней п. 3 ст. 84, п. 3 ст. 85 НК РФ. А органы внутренних дел сообщат им в течение 5 рабочих дней о выдаче нового паспорта п. 3 ст. 84, пп. 3, 8 ст. 85 НК РФ. Поэтому, если в отчетности будут фигурировать некорректные данные, компанию могут оштрафовать.

Какие потребуются документы: работник должен сдать в бухгалтерию паспорт, документ, подтверждающий изменение ф. и. о. (например, свидетельство о браке или о его расторжении, о перемене имени и т. д. п. 1 ст. 38, статьи 30, 62 Закона от 15.11.97 № 143-ФЗ).

Негативные последствия для организации: справка 2-НДФЛ заполняется на основании данных документа, удостоверяющего личность гражданина. И если в ней будут указаны устаревшие сведения о сотруднике, с вас могут взыскать штраф в размере 500 руб. п. 1 ст. 126.1 НК РФ; Письма ФНС от 29.12.2017 № ГД-4-11/26889@, от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515 Конечно, штрафа можно избежать, если представить уточненную справку. Но сделать это нужно до того, как налоговый орган сообщит вам об ошибке п. 2 ст. 126.1 НК РФ.

Рассказываем работнику

При смене ф. и. о. ИНН физлица не поменяется, поэтому переоформлять свидетельство об ИНН не обязательно п. 16 Приказа ФНС от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@. Но при желании сотрудник может получить новое свидетельство — с новыми ф. и. о. и присвоенным ранее ИНН. Для этого ему нужно подать в инспекцию по месту жительства новое заявление о постановке на учет. Сделать это можно и через личный кабинет налогоплательщика пп. 36, 37 приложения к Приказу Минфина от 05.11.2009 № 114н на сайте ФНС. Работодатель в этом процессе не участвует.

2. На что еще влияет: информация о новых ф. и. о. нужна бухгалтеру и для корректного заполнения расчета по страховым взносам (РСВ), а также СЗВ-М.

Какие потребуются документы: помимо указанных выше документов, попросите сотрудника представить заявление по форме АДВ-2, копию нового паспорта и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования с прежними ф. и. о. Эти документы и их опись по форме АДВ-6-1 вам нужно будет передать в ПФР для оформления нового страхового свидетельства, но только если сотрудник самостоятельно свидетельство еще не обменял. Заменить этот документ нужно, чтобы у Фонда не возникло вопросов относительно того, почему ф. и. о. в отчетности отличаются от ф. и. о., указанных в свидетельстве. Конечно, сам номер СНИЛС не поменяется, но ПФР оформит другое свидетельство — на новые ф. и. о. Как только Фонд выдаст новую «зеленую карточку», вписывайте в отчетность уже измененные данные.

Но как быть в ситуации, когда организация документы на замену страхового свидетельства в ПФР подала, но новое свидетельство еще не получила, а тем временем срок сдачи СЗВ-М приближается? Какие следует указать в отчетности ф. и. о. — старые или новые? На этот вопрос мы попросили ответить специалиста столичного ПФР.

Представление СЗВ-М при изменении персональных данных
— Сотрудник может самостоятельно поменять страховое свидетельство за 1 день, обратившись в клиентскую службу Пенсионного фонда. Тогда в СЗВ-М нужно указывать данные из актуального свидетельства, которое принесет работник.
Если же заменой свидетельства занимается работодатель, то срок его обмена составит не более 5 рабочих дней, то есть неделю. Если приближается конец отчетной кампании СЗВ-М, а свидетельства с внесенными изменениями на руках все еще нет, надо указать в отчетности данные работника из текущего страхового свидетельства.
ПРЫГОВА Ольга Игоревна
Заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

Негативные последствия для организации: при выявлении недостоверных сведений в расчете по страховым взносам ИФНС может прислать вам уведомление об отказе в приеме расчета. Для представления расчета с правильными сведениями у вас есть:

•5 рабочих дней со дня направления вам электронного уведомления;

•10 рабочих дней со дня направления уведомления на бумаге.

При нарушении этих сроков РСВ будет считаться непредставленным, а это грозит штрафом — 5% от суммы взносов к уплате. При этом общая сумма штрафа составит как минимум 1000 руб., как максимум — 30% не уплаченных в срок взносов п. 1 ст. 119, п. 7 ст. 431 НК РФ; Письмо ФНС от 09.11.2017 № ГД-4-11/22730@.

Внимание

Не так давно ФНС заявила, что неактуальные персональные данные не являются препятствием для сдачи расчета, если налоговики смогут идентифицировать лиц по имеющимся в РСВ сведениям, пусть и устаревшим Письмо ФНС от 16.01.2018 № ГД-4-11/574. А значит, подавать в ИФНС уточненный РСВ не нужно, если вам не пришло уведомление об отказе в приеме расчета, требование о представлении пояснений или требование о внесении соответствующих исправлений в расчет в связи с выявленными несоответствиями в персональных данных физлиц Письмо ФНС от 29.12.2017 № ГД-4-11/26889@.

Имейте в виду, если зарплата работнику перечисляется на банковскую карту, то при смене ф. и. о. ее следует поменять. Ведь карточка со старыми данными недействительна. Для получения новой карты сотрудник должен обратиться в отделение банка с паспортом и документом, подтверждающим изменение ф. и. о.

При зарплатном проекте переоформлением карты, как правило, занимается работодатель. Для заказа замены карты бухгалтер или специалист отдела кадров должен направить в банк специальное заявление на ее перевыпуск, указав в нем новые сведения о сотруднике. Как только карта будет готова, сотруднику останется только забрать ее в отделении банка.

Пока банк не выпустит для сотрудника новую карту, заработную плату можете выплачивать наличными или на другую личную карту работника, если она у него есть.

Сотрудник поменял паспорт

На что влияет: при наступлении определенных событий гражданин обязан получить новый паспорт. Такое возможно как в экстренном порядке (при утере, повреждении и т. п.), так и в плановом (паспорта положено обменивать в 20 и 45 лет п. 7 Положения, утв. Постановлением Правительства от 08.07.97 № 828). Данные нового паспорта, в частности серия и номер, нужны бухгалтерии для правильного заполнения справки 2-НДФЛ и расчета по страховым взносам.

Какие по­тре­бу­ют­ся до­ку­мен­ты: новый пас­порт.

Негативные последствия для организации: компанию могут оштрафовать за представление недостоверных сведений в справке 2-НФДЛ, а РСВ и вовсе не принять п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 126.1 НК РФ;Письма ФНС от 09.11.2017 № ГД-4-11/22730@, от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515.

•штраф за неудержание, неуплату и несвоевременное перечисление НДФЛ — 20% неуплаченной суммыст. 123 НК РФ;

•штраф за недостоверные сведения в 6-НДФЛ или 2-НДФЛ — 500 руб.

У сотрудника появились дети

На что влияет: с рождением детей у сотрудника появляется право на стандартный вычет по НДФЛ подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ.

Какие потребуются документы: заявление о предоставлении стандартного вычета по НДФЛ на детей, свидетельства о рождении всех детей п. 3 ст. 218 НК РФ.

Негативные последствия для организации: разумеется, за непредоставление вычета компанию не оштрафуют, так как получение детских вычетов — это право сотрудника, а не обязанность. Но если он решит воспользоваться этим правом не в месяце рождения ребенка, а позже, у бухгалтера появится дополнительная работа. Ведь в таком случае НДФЛ придется пересчитать с месяца рождения ребенка Письмо Минфина от 18.04.2012 № 03-04-06/8-118.

Совет

При приеме на работу нового сотрудника поинтересуйтесь, есть ли у него дети и, если есть, планирует ли он заявлять вычет. В случае положительного ответа попросите его не затягивать с предоставлением вам необходимых документов. Иначе дополнительных хлопот с пересчетом НДФЛ не избежать.

Сотрудник стал инвалидом

На что вли­я­ет: све­де­ния о при­зна­нии со­труд­ни­ка ин­ва­ли­дом необ­хо­ди­мы бух­гал­те­ру для того, чтобы, в част­но­сти, пра­виль­но ис­чис­лить на­ло­го­вую базу по НДФЛ, на­чис­лить взно­сы и опла­тить боль­нич­ный лист.

Так, ра­бот­ни­ки-ин­ва­ли­ды, кроме ин­ва­ли­дов III груп­пы, с даты при­зна­ния их ин­ва­ли­да­ми имеют право на стан­дарт­ный на­ло­го­вый вычет по НДФЛ в раз­ме­ре 500 руб. за каж­дый месяц в те­че­ние года. А для осо­бой ка­те­го­рии ин­ва­ли­дов, в част­но­сти ин­ва­ли­дов-чер­но­быль­цев, преду­смот­рен вычет в раз­ме­ре 3000 руб.

В части стра­хо­вых взно­сов ра­бо­то­да­тель ин­ва­ли­да имеет право на­чис­лять стра­хо­вые взно­сы «на трав­ма­тизм» по льгот­ной став­ке, ко­то­рая со­став­ля­ет 60% от ва­ше­го тарифа. А вот льгот по взно­сам на ВНиМ, ОПС и ОМС, к со­жа­ле­нию, нет.

Еще одна осо­бен­ность — опла­та боль­нич­ных. По об­ще­му пра­ви­лу про­дол­жи­тель­ность вре­мен­ной нетру­до­спо­соб­но­сти вслед­ствие бо­лез­ни или трав­мы ра­бот­ни­ка на опла­ту боль­нич­но­го листа не вли­я­ет. То есть вы­пла­тить по­со­бие ра­бот­ни­ку вы долж­ны за весь пе­ри­од его нетру­до­спо­соб­но­сти. Ра­бот­ни­ки-ин­ва­ли­ды — ис­клю­че­ние из об­ще­го пра­ви­ла. Им по­со­бие по вре­мен­ной нетру­до­спо­соб­но­сти (за ис­клю­че­ни­ем за­бо­ле­ва­ния ту­бер­ку­ле­зом) вы­пла­чи­ва­ет­ся не более 4 ме­ся­цев под­ряд или 5 ме­ся­цев в ка­лен­дар­ном году. А при за­бо­ле­ва­нии ту­бер­ку­ле­зом — до дня вос­ста­нов­ле­ния тру­до­спо­соб­но­сти или пе­ре­смот­ра груп­пы ин­ва­лид­но­сти из-за за­бо­ле­ва­ния ту­бер­ку­ле­зом.

Какие по­тре­бу­ют­ся до­ку­мен­ты: справ­ка об ин­ва­лид­но­сти, ин­ди­ви­ду­аль­ная про­грам­ма ре­а­би­ли­та­ции (ИПР). ИПР по­на­до­бит­ся для со­зда­ния со­от­вет­ству­ю­щих усло­вий труда ра­бот­ни­ку. Если со­труд­ник от­ка­жет­ся от ре­а­би­ли­та­ци­он­ных ме­ро­при­я­тий, про­пи­сан­ных в ИПР, тре­бо­вать пред­став­ле­ния ИПР не нужно.

Негативные последствия для организации: если бухгалтер узнает о признании сотрудника инвалидом с опозданием, это может повлечь:

•пересчет базы по НДФЛ и взносов «на травматизм»;

•невозмещение ФСС оплаты сверхлимитных дней болезни сотрудников-инвалидов. Подробнее об этом читайте в ГК 2018, № 13, с. 64.

Как дисциплинировать сотрудников

Увы, но обя­зан­ность со­труд­ни­ка со­об­щать ра­бо­то­да­те­лю све­де­ния об из­ме­не­нии пер­со­наль­ных дан­ных за­ко­но­да­тель­ством не уста­нов­ле­на. По­это­му, чтобы ра­бот­ник во­вре­мя по­да­вал до­ку­мен­ты, со­дер­жа­щие пер­со­наль­ные дан­ные, ре­ко­мен­ду­ем про­пи­сать тре­бо­ва­ние об этом в тру­до­вом до­го­во­ре или ло­каль­ном нор­ма­тив­ном акте. Не лиш­ним будет ука­зать в них и срок, в те­че­ние ко­то­ро­го ра­бот­ник дол­жен со­об­щить о со­от­вет­ству­ю­щих из­ме­не­ни­ях. На­при­мер, может быть на­пи­са­но так.

-2

С положениями локальных нормативных актов работник должен быть ознакомлен под роспись абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ. И тогда в случае несообщения сотрудником в срок информации об изменении персональных данных вы сможете привлечь его к дисциплинарной ответственности — объявить замечание или выговор ст. 192 ТК РФ.

Справка

Имейте в виду, если компанию оштрафуют за представление недостоверных сведений, то взыскать с работника штраф вряд ли удастся. Попробовать вы, конечно, можете, но, если сотрудник будет не согласен с таким взысканием, придется обращаться в суд. А учитывая сложившуюся судебную практику, можно сказать, что, скорее всего, работник выиграетдело Апелляционные определения Ростовского облсуда от 27.02.2018 № 33-3330/2018; ВС Республики Татарстан от 09.11.2017 № 33-18096/2017; Саратовского облсуда от 02.11.2017 № 33-8200/2017; Новосибирского облсуда от 13.06.2017 № 33-5501/2017; Кемеровского облсуда от 16.03.2017 № 33-2533/2017; ВС Республики Коми от 25.01.2016 № 33-486/2016.

* * *

Напомним, до 2018 г. адрес места жительства сотрудника указывался в разделе 2 справки 2-НДФЛ. И несоответствие сведений, указанных в справке, сведениям, содержащимся в паспорте, могло повлечь за собой наложение штрафных санкций. Сейчас же адрес прописки для отчетности не нужен.

Но если сотрудник официально поменял место жительства, рекомендуем получить от него копию паспорта с измененными сведениями. Конечно, такие изменения никак не повлияют на сдачу отчетности, но информацию об адресе в личной карточке сотрудника лучше исправить, чтобы все данные о нем были достоверными.

-3