В августе вышел новый роман одного из самых известных писателей Нижнего Новгорода – Николая Свечина. «Фартовый город» (16+) продолжил рассказ о приключениях сыщика Алексея Лыкова.
На этот раз коллежский советник расследует события, произошедшие в 1907 году в Ростове-на-Дону. Для поклонников «лыковского» цикла, среди которых есть и наши читатели, мы решили узнать детали творческого процесса у самого автора.
– Наверное, трудно сейчас достоверно отразить детали прошлого?
– В наше время как раз это сделать легче. Мне помогают ученые, историки-архивисты, краеведы. Раньше, когда я начинал, приходилось искать все самому. Сейчас уже есть какая-то репутация, и люди идут навстречу – стало гораздо проще.
– Сначала события в ваших книгах происходили только в Нижнем Новгороде, потом главный герой отправился путешествовать. А в последнем романе Лыков едет на юг?
– Я сознательно гоняю своего героя по городам и весям. 17 лет пишу книги о сыщике Лыкове. В результате он уже побывал в Варшаве, на Сахалине, в Риге и Киеве, Варнавине и Казани, на Кавказе, в Туркестане и Забайкалье... Началась история в 1879 году, а закончится в 1917-м. Постепенно она выливается в некую сагу о том, как менялась Россия. Дремучая и сильная, со своими проблемами, но никому и в голову не могло прийти, что она так быстро развалится. Мне интересно показать, какой была страна в своем разнообразии и как она шагала в пропасть.
– Где в следующий раз развернется действие сюжета?
– Недавно я вернулся из Казахстана, собирал материал для новой книги. Действие будет происходить в китайском Синьцзяне, русском Туркестане, Германии и Петербурге. Очень помогли казахские историки. Все, что я просил (архивы, монографии, газеты тех лет), мне предоставили – съездил плодотворно. Собранный материал станет основой для книги с рабочим названием «Случай в Семипалатинске». Ориентировочно она должна выйти в феврале следующего года.
– Вы ведь пишете не в документальном жанре, а исторические детективы?
– Да, сюжеты моих книг вымышлены, но в них много подлинных исторических фактов. Я использую сумму полученных сведений: от мемуаров современников до полицейских протоколов. Самое интересное, конечно, хранится в архивах. Я стараюсь переплести правду с вымыслом так, чтобы не видно было «швов». Получается повествование, основанное на забытых реалиях и фактах, тем оно и интересно.
– В ваших историях достаточно много анатомических подробностей – для достоверности описания по моргам тоже ходите?
– Про «анатомические» подробности слышу впервые, но деталям уделяю серьезное внимание. Поэтому учебник того времени по судебной медицине стоит у меня на полке. Без первоисточников трудно писать правдиво. Бывает так, что все архивы сгорели (как произошло в том же Ростове-на-Дону). Тогда на помощь приходят старые газеты. Сейчас многие из них оцифрованы, но не все, и я езжу в Химки, в читальный зал периодической литературы Российской Государственной библиотеки. В прессе вся уголовная хроника очень живо и подробно описана. Большинство событий в последних моих книгах основано на историях реальных людей. Губернаторы, полицмейстеры, околоточные надзиратели действуют там под своими настоящими именами. Я специально это делаю, хочу таким способом напомнить о тех, кто жил до нас.
– Может быть уже приглашают специально в какие-то города и страны?
– Разумеется. В Ригу и Казань я ездил по приглашению тамошних читателей, и в результате появились книги об этих городах. Только что, как уже говорил, я вернулся из Казахстана. На очереди Иркутск. Затем, возможно, Одесса, но не знаю, поеду ли туда, там ситуация сложная.
– Сейчас вы издаетесь только в Москве?
– Да, в «Эксмо». Сегодня это самое большое издательство в России. У столичных издательств есть очень важное преимущество: выпускаемые ими книги продаются по всей стране. Каждая моя новинка, к примеру, ложится на полки магазинов в один и то же день – что в Нижнем Новгороде, что во Владивостоке. И в этот же день появляется в электронной и аудиоверсиях.
– Когда нам ждать следующих приключений коллежского советника?
– В ноябре выйдет роман «Узел» (16+), где действие происходит в Москве в 1907–1908 годах. Книга получилась «железнодорожная». Как всегда, это смесь правды (дело о хищениях на московском железнодорожном узле) и вымысла. И Лыков снова уцелеет...
– Сколько уходит времени на написание одной книги?
– В среднем где-то четыре месяца.
– Может ли современный писатель жить только на гонорары?
– Вот он – перед вами! Просто надо писать так, чтобы людям было интересно тебя читать. А это очень трудно…
Ольга ПЛАКСУНОВА
Фото Романа БОРОДИНА