Хэллоуин, также известный как Оллхеллоуин и Канун Дня всех святых — это праздник, отмеченный в календаре 31 октября. В западном христианстве им начинаются трехдневные поминальные мероприятия.
Особенно популярен Хэллоуин в Северной Америке, хотя его родина находится далеко от США. Куда же уходит корнями самый страшный праздник в году?
Широко распространено мнение, что многие традиции Хэллоуина возникли на основе древнего кельтского праздника сбора урожая Самайн и бриттского празднества Калан Гэф, и что он имеет языческие корни. Некоторые полагают, однако, что Хэллоуин начинался исключительно как христианский праздник, отделенный от древних обрядов подобных Самайну.
Слово Хэллоуин датируется примерно 1745 годом и имеет христианское происхождение. «Hallowe'en» означает «священный вечер».
Гаэльское и валлийское влияние
Как утверждается, сегодняшние обычаи Хэллоуина построены на народных традициях и убеждениях кельтскоязычных народов и имеют языческие корни. Фольклорист Джек Сантино пишет, что «во всей Ирландии существовало непростое перемирие между христианскими обычаями и верованиями и теми, которым ирландцы следовали до христианства».
Некоторые фольклористы считают его источником древнеримские праздники (такие как празднество богини древесных плодов и изобилия Помоны и поминальные дни Паренталии). Но исследователь Хэллоуина историк Николас Роджерс отмечает, что он более связан именно с кельтским Самайном.
Самайн был первым и самым важным из четырех праздников в средневековом гаэльском календаре. Его отмечали 31 октября – 1 ноября в Ирландии, Шотландии и на острове Мэн. На древнеирландском языке он звучит как «конец лета».
В то же самое время года похожее празднество Калан Гэф отмечали британские кельты в Уэльсе, Корнуолле и Бретани. Его название означало «первый день зимы».
Самайн и Калан Гэф упоминаются в некоторой ранней ирландской и валлийской литературе. Эти названия использовались историками для обозначения кельтских обычаев Хэллоуина вплоть до XIX века и до сих пор являются гаэльскими и валлийскими названиями для современного Дня всех святых.
Самайн/Калан Гэф знаменовали собой конец сезона сбора урожая и начало зимы, или «темную половину» года. Это время рассматривалось как предельное, когда граница между земным и потусторонним миром становилась очень тонкой. Это означало, что Aos Sí («духи» или «феи») были особенно активны и могли легче попасть в мир людей.
Большинство исследователей рассматривают Aos Sí как «деградировавшие» версии древних богов, сила которых оставалась значительной в умах людей даже после того, как их официально заменили более поздними религиозными убеждениями. Aos Sí уважали и боялись. В Самайн Aos Sí нужно было умилостивить, чтобы люди и скот пережили зиму. Снаружи возле домов для них оставляли еду и напитки, а также долю урожая.
Сообщалось также, что души умерших возвращались в свои дома в поисках гостеприимства. Для них специально готовили места за обеденным столом и у костра.
Вера в то, что души мертвых возвращаются домой в одну ночь в году для умиротворения имеет древнее происхождение и встречается во многих культурах во всем мире. В XIX веке в Ирландии свечи и молитвы по душам умерших были формальной частью праздника. Потом начинались еда, выпивка и игры.
По всей Британии и Ирландии домашние празднества включали в себя ритуалы и игры, предсказывающие будущее. Особенно относительно смерти и женитьбы. В гаданиях часто использовались яблоки и орехи. Они включали яблочный «bobbing» (плавающее в воде яблоко нужно было вытащить зубами), бросание в огонь орехов, гадание на стеклянном шаре или по зеркалам, заливание в воду расплавленного свинца или яичных белков, толкование снов и прочее.
Зажигались особые костры, возле которых проводились ритуалы. Считалось, что их пламя, дым и пепел имеют защитные и очищающие силы. В некоторых местах факелы, зажженные от костра, носили вокруг домов и полей, дабы защитить их. Предполагается, что огонь был своего рода подражательной магией — он имитировал Солнце, помогая «силам роста» и сдерживая упадок и зимнюю тьму.
В некоторых приходах Шотландии эти костры и гадательные игры были запрещены старейшинами церкви. В Уэльсе зажигали костры, чтобы «не допустить падения душ мертвых на землю». Позже эти костры служили для того, чтобы «изгнать дьявола».
Как минимум с XVI века праздник включал в себя маскарад и выпрашивание сладостей в Ирландии, Шотландии, Уэльсе и на острове Мэн. Люди в масках и костюмах ходили от дома к дому, рассказывали стихи или распевали песни в обмен на еду (что-то подобное нашему Щедрому вечеру). Возможно это была традиция, при которой люди олицетворяли духов Aos Sí или души умерших, и получали пожертвования от их имени. В Великобритании и Ирландии это называлось Souling.
Считалось, что переодевание было защитой от духов. Предполагается, что ряженые «олицетворяли древних духов зимы, которые требовали воздаяние в обмен на удачу». В южной Ирландии ряженые ходили с «лошадью». Человек, одетый как Láir Bhán (белая кобыла), водил молодежь из дома в дом, повторяя стихи в обмен на пищу (опять же, аналогии со славянской рождественской «козой»). Если семья жертвовала пищу, она могла рассчитывать на удачу, в противном случае — жди несчастья.
В Шотландии молодые люди шли по домам в масках или с разрисованными лицами, часто грозя совершить зло, если их не примут гостеприимно. Зачастую лицо мазали золой из священного костра.
В других местах Европы ряженые были частью и других ежегодных праздников. Но в кельтскоязычных регионах они пользовались особой популярностью в ночь, когда сверхъестественные существа считались находящимися за границами своего обитания, и им нужно было подражать для того, чтобы защититься.
По крайней мере с XVIII века подражание злым духам привело к распространению шуточных розыгрышей в Ирландии и Шотландском высокогорье. Ношение костюмов и розыгрыши распространились на Англию в XX веке. Традиционно, в Хэллоуин использовали выдолбленные репы или кормовую свеклу, из которых делали фонари, вырезая в овощах гротескные лица. Такие фонари либо олицетворяли собой духов, либо использовались для защиты от злых духов. Они были распространены в некоторых частях Ирландии и Шотландском высокогорье в XIX веке, а также в Сомерсете. В XX веке они распространились на другие части Англии и стали широко известны как jack-o'-lanterns (Джек-фонарь).
Христианское влияние
Утверждается, что христианские догмы также повлияли на сегодняшние обычаи Хэллоуина.
Хэллоуин — это вечер перед католическими праздниками Дня Всех Святых 1 ноября и Дня всех усопших 2 ноября. Со времен ранней Церкви крупные праздники в христианстве (такие как Рождество, Пасха и Троица) имели бдения, которые начинались накануне, как и праздник Всех Святых.
Вместе эти три дня называются Allhallowtide, и обозначают время почитать святых и молиться за недавно ушедшие души, которые еще не достигли небес.
Поминовения всех святых и мучеников проводились отдельными церквями в разные дни, главным образом весной. В 609 году Папа Бонифаций IV восстановил Пантеон «Святой Марии и всех мучеников» 13 мая. Это была та же дата, в которую проводились древний римский праздник мертвых Лемурии и память всех святых в греческой Эдессе во времена Отца Церкви Ефрема Сирина.
В 835 году День всех даров был официально переведен на 1 ноября, в тот же день, что и Самайн, по приказу папы Григория IV. Некоторые полагают, что это было связано с кельтским влиянием, в то время как другие полагают, что это была германская идея, хотя как германские, так и кельтские народы устраивали поминовения в начале зимы. Скорее всего, это время считалось подходящим потому, что совпадало со временем «умирания» в природе.
Предполагается также, что изменения были сделаны на «практических основаниях, по которым Рим летом не мог разместить большое количество паломников, которые стекались к нему». И, возможно, из-за соображений общественной безопасности, касающихся Римской лихорадки или малярии, которая унесла много жизней в знойные лета в регионе.
К концу XII века эти дни стали обязательными святыми днями по всей Европе и включали такие традиции, как звон церковных колоколов по душам, которые находятся в чистилище. Глашатаи, облаченные в черное, ходили по улицам, звонили в колокольчики и призывали христиан помнить бедные души.
Традиция выпечки и обмена едой «Souling» стала источником современного обычая Хэллоуина под названием trick-or-treating, который не имеет устойчивого русского перевода, но часто переводится как «сладость или гадость» или «жизнь или конфеты». Этот обычай датируется по крайней мере XV веком и был обнаружен в некоторых частях Англии, Фландрии, Германии и Австрии.
Бедняки, часто дети, ходили от двери до двери во время Allhallowtide, беря пироги в обмен на молитву за умерших, особенно за души друзей и родственников дарителей. Эта выпечка часто помечалась крестиком — свидетельство, что ее готовили как милостыню. Шекспир упоминает об этом обычае в своей комедии «Два веронца» (1593).
Что касается обычая надевать костюмы, старший священнослужитель Объединенной церкви Карлтон (Канада), многоконфессиональный капеллан в Ниагарском колледже, доктор философии Принс Сори Конте (Prince Sorie Conteh) писал следующее:
Традиционно считалось, что души ушедших блуждали по земле до дня Всех Святых, а Канун Дня всех святых (Хэллоуин) предоставлял последний шанс мертвым отомстить своим врагам, прежде чем перейти в следующий мир. Дабы избежать признания душой, которая могла требовать мести, люди надевали маски и костюмы, чтобы скрыть свою личность.
Утверждается, что в средние века церкви, которые были слишком бедны, чтобы показывать мощи святых мучеников в Allhallowtide, позволяли вместо этого прихожанам облачаться как святые. Некоторые христиане продолжают соблюдать этот обычай в Хэллоуин по сей день. Фольклорист Лесли Бэннэтин полагает, что это могло быть христианизацией более раннего языческого обряда.
Во время «соулинга» христиане носили при себе фонари из выдолбленной репы. Было высказано предположение, что резной Джек-фонарь, популярный символ Хэллоуина, первоначально символизировал души умерших.
В средневековой Европе на Хэллоуин фонари служили двум целям: были маяками для душ, возвращающихся в свои семьи, а также отвлекали демонов, преследующих истинных христиан.
В домах Австрии, Англии и Ирландии зажигали свечи в каждой комнате, чтобы направлять души в их земные дома. Они так и были известны как «огни души».
Многие христиане в континентальной Европе, особенно во Франции, считали, что один раз в год, на Хэллоуин, мертвые восставали из могил на дикий, отвратительный карнавал, известный как «danse macabre» (фр. — омерзительный танец). Его часто изображали в церковных декорациях.
Этот «данс-макабр» просочился в деревенские представления, причем люди одевались как мертвецы из разных слоев общества. Считается, что эти образы стали источником современных костюмов на Хэллоуин.
В отдельных частях Англии эти обычаи подвергались нападениям во время Реформации, так как некоторые протестанты считали чистилище «папской» доктриной, несовместимой с их представлением о предопределенной судьбе. Таким образом, для некоторых нонконформистских протестантов теология Кануна Всех Святых была изменена. Доктрину чистилища убрали. Считалось, что возвращающиеся души не могут путешествовать из чистилища на небеса, как верили и утверждали католики. Вместо этого так называемые призраки стали считаться злыми духами.
Другие протестанты придерживались веры в промежуточное состояние, известное как Царство теней, и продолжали соблюдать первоначальные обычаи, особенно «соулинг», процессии при свечах и звон церковных колоколов в память об умерших.
Профессор средневековой археологии Марк Доннелли и историк Даниэль Диль в отношении злых духов на Хэллоуин писали, что «сараи и дома освящали, чтобы защитить людей и скот от ведьм, которые сопровождали злых духов, когда те путешествовали по земле».
В XIX столетии, в некоторых сельских районах Англии, семьи собирались на холмах в Канун Дня всех святых. Один из членов семьи держал на вилах копну горящей соломы, а остальные опускались на колени вокруг него и молились за души родственников и друзей, пока не погаснет пламя. Это называлось «teen'lay».
Рост популярности Ночи Гая Фокса (Ночь костров или Ночь фейерверков), отмечаемой 5 ноября, перенял многие традиции Хэллоуина. Популярность Хэллоуина в Великобритании была ослаблена, за исключением Шотландии. Там и в Ирландии Самайн и Хэллоуин отмечали по крайней мере с раннего средневековья. Шотландская церковь более прагматично подошла к этому празднику, считая его важным для жизненного цикла общин. Именно поэтому там он выжил.
Во Франции некоторые христианские семьи, в Канун Дня всех святых молились у могил своих близких и оставляли для них кувшины с молоком. В Италии на Хэллоуин в некоторых семьях была традиция оставлять для призраков еду, прежде чем отправиться на церковную службу. В Испании в эту ночь выпекают специальные пирожные, известные как «святые кости» (исп. — Huesos de Santo), и кладут их на могилы на кладбище. Эта практика продолжается и по сей день.
Распространение в Северной Америке
Исследователи Лесли Бэннэтин и Синди Отт говорят, что английские колонисты в южных Соединенных Штатах и католические колонисты в штате Мэриленд признали Канун Дня всех святых и внесли его в свои церковные календари. Тогда как пуритане Новой Англии выступали в оппозиции к празднику.
Документы конца XVIII и начала XIX века свидетельствует о том, что Хэллоуин не отмечался широко в Северной Америке. Важным праздником в США он стал только после массовой иммиграции ирландцев и шотландцев в XIX веке.
Приграничные общины иммигрантов к середине XIX века постепенно ассимилировались с местным обществом, и к первому десятилетию XX века Хэллоуин праздновался от побережья до побережья всеми независимо от социальных, расовых и религиозных традиций.
Теперь же Хэллоуин отмечают практически во всем мире!
Источник: HYPE.RU
Подписывайтесь на канал ;)