Определимся с понятиями.
KPI - это показатели результатов деятельности, которые НАПРАВЛЯЮТ усилия сотрудника в сторону, которая нужна компании.
Именно поэтому, очень важно понимать, что именно должен делать каждый сотрудник, чтобы реально влиять на бизнес и его эффективность.
В определении цели работы должности может помочь термин "ценный конечный продукт". ЦКП - это результат деятельности должности, при этом, если этого результата не будет, то компания не сможет существовать. Если такое определение вы сформулировать не можете, возможно, должность является номинальной или функции разбиты между персоналом некорректно, тоесть не предполагают получения должностью конечного результата.
Пример ЦКП для каждой должности приведены в файле (создан на основе книги А. Высоцкого " как разработать структуру компании").
Когда вы знаете, что должна делать каждая должность, ваша задача - оцифровать предполагаемый результат и создать kpi, ориетируясь на следующие правила:
- KPI каскадируются из целей компании,
- цели компании определяются в разрезе разделов (персонал, финансы, клиенты, процессы),
- на одной должности должно быть не больше +-5 kpi,
- выбирайте только те KPI, которые легко собрать и посчитать и которые реально влияют на деятельность,
- оценка результатов выполнения KPI должна происходить извне (не в том подразделении, которое их выполняет),
- цели для выполненения должны быть НАПРЯЖЕННЫМИ,
- KPI нельзя менять чаще, чем 1 раз в квартал, лучше. 1раз в полгода,
- цифры для KPI выбираются на основании статистики предыдущих периодов,
- KPI должны быть прозрачными и ПОНЯТНЫМИ исполнителям,
- у KPI должны быть приоритеты, которые выставляются весом каждого значения.
Стоит помнить, что KPI могут быть качественными и количественными.
Пример качественных KPI:
- провести исследование рынка поставщиков,
- предложить матрицу расценок на доставку на основе анализа условий конкурентов.
Обе задачи могут иметь один вес, тоесть процент от общего бюджета KPI и невыполнение хотя бы одной, лишает исполнителя возможности получения бонуса пропорционально весу этого пункта. Желательно, чтобы качественные KPI занимали не более 30% веса от общего объема KPI.
Привлекайте для разработки KPI персонал (не ниже руководителей отделов), разделяйте с ними ответственность и предлагайте тестовый период перед внедрением для обсчёта и корректировки предварительных результатов.
Если вы хотите получить обратную связь по вашим KPI - высылайте их письмом на адрес yulia@malinskaya.com. В течение 3-х дней вы получите оценку и рекомендации или запрос дополнительной информации (в случае необходимости).
В поддержку ваших возможностей,
HR-эксперт для собственников Юлия Малинская.