Найти тему
Роман Манекин

Автокефалия УПЦ МП и старец Зосима (Донецкий): зов из вечности

Безусловно, самый важный вопрос сегодня - заседание Синода Константинопольского патриархата об утверждении Томоса об автокефалии Украинской православной церкви Киевского патриархата.

По сути дела, это - раскол. Второй, после никоновского (никоновский, кстати, также был спровоцирован трудами киевских монахов) и в иную постиндустриальную эпоху.
Если говорить с точки зрения политической, то речь идет о глобальном противостоянии Европы и Евразии, в котором Запад, "ногою твердою", вступает на каноническую территорию РПЦ МП, которую постсоветские власти России и не только России настойчиво выдвигают в качестве вековой духовной скрепы евразийской цивилизации. Таким образом, геополитические оппоненты России пытаются нанести удар под-дых, по цивилизационным основам российской государственности, как их, эти основы, понимает сама текущая власть РФ. И надо отчетливо понимать, что противостояние носит именно политический характер: когда в Москве начинают говорить о русском языке, враги России на той же Украине начинают годами лоббировать "Мовный Закон". Политическая генерация Путина, отрешившись от коммунистической идеологии, попыталась опереться на неистребимый инстинкт религиозности, Запад пытается обрушить институциональное единство церковного пространства.
И в новых, сложившихся после 2014 года, условиях им, видимо, это удастся.

На самом деле, очень тяжело писать о сложившейся ситуации из Донецка. Потому как отдаешь себе ясный отчет в положении, котором обретаешься. Донецкие люди помнят, как выглядел памятник бойца на Саур-могиле до боев 2014 года в дни празднования дня освобождения Донбасса при Украине. Порыв, запечатленный в камне. Так вот, чаще всего воспринимаю себя в Донецке, как тот солдат с покореженного памятника: рванулся, занес гранату над головой и... застыл. А вокруг - море вражеских "жовто-блакытных" стягов. А ты - памятник. Каменный. И граната в руке: то ли себя подорвешь, то ли окружающих. И голуби, выпущенные школьниками, на голову гадят. И разбитый: весь - в следах от разрывов мин и снарядов 2014 года.

Такой зримый образ.

Об автокефалии. Есть Завещание донецкого старца Зосимы. Оно звучит так: "Аз, грешный схиархимандрит Зосима, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанных братьями и сестрами в Монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений. Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия - служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.
В обители основными языками должны быть церковно-славянский и русский, остальные - по мере необходимости. Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, дорогие братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви : в ней спасение. Всем даю из гроба прощение, Бог вас да простит и помилует по Его Велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством: держитесь святой обители - братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения".

Старец сказал свое слово. Дело теперь за нами. Ибо понятно, что Томос - не формальный акт. За утверждением Томоса последуют конкретные практические действия. И нам, застывшей фигуре бойца с вершины Саур-Могилы, как скульптуре Матроса из известной сказке Ганса-Христиана Андерсена, придется сделать шаг в жовто-блакытную стихию. У нас просто не остается выбора.

Такая история с этим Томосом.
Хорошо бы оправиться, подтянуть пояс перед неизбежным шагом. А у нас "птенцы гнезда Суркова" всовывают сквозняк Пушилина в голову.
Трудно жить в Донбассе. Совсем не легко.
Но надо!
В том числе, и ради России.
Другого Донбасса у нас для нас нет!

С уважением,
Роман В.Манекин

СВО
1,21 млн интересуются