Найти тему
FLB.ru

В 1989-м Европа была против воссоединения Германии

«9 октября 1989 г. Европа вся в восторге от М.С. в Берлине. И все в Европе на ушко нам шепчут: хорошо, что СССР высказался деликатно против «воссоединения» Германии».

Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.).

Загладин объездил всю Францию, встречался со всеми – от Миттерана до мэров. Завалил Москву записями своих бесед (со смаком – его хлебом не корми!). И все в один голос – одна Германия никому не нужна. А Атали (помощник Миттерана) заговорил о восстановлении серьёзного советско-французского союза, включая военную «интеграцию», но через камуфляж якобы для совместного использования армий в борьбе со стихийными бедствиями.

Берлинская стена
Берлинская стена

Тэтчер, когда она попросила «не записывать» беседу с М.С., решительно против «объединения Германии». Но я, мол, не могу это сказать вслух ни у себя дома, ни в НАТО. В общем – нашими руками хотят это предотвратить.

9 октября 1990 г. Вчера начался Пленум. Во «Времени» сообщение о нём на 20-ом месте: дикторша назвала повестку дня и что выступал Горбачёв. И все – знак, что партия действительно сходит со сцены. Гусенков рассказывает, что на Пленуме – сплошное нытье – мол, партию отдали на посрамление, все её топчут и гонят, издеваются и оттесняют. А защиты ни от кого. И Генсек её бросил, ему некогда ею заниматься. И вообще – рынок окончательно губит среду, в которой партия что-то могла значить. М.С., якобы, раздражён слабостью докладов Ивашко и Дзасохова, собрал потом ПБ.

Зачем он с этим возится? Первое правило политика – уметь оставлять позади то, что отработано. И я до сих пор не могу разгадать: он этого хотел – низвести партию до такого состояния? Если да, тогда зачем пытаться её гальванизировать – обновить «эту» партию, не распустив её, невозможно. Или это произошло в силу логики, которую он придал перестройке? Т.е. – он не ожидал такого стремительного уничтожения авторитета партии и с нею «марксизма- ленинизма», о котором стало уже неприлично сейчас разговаривать? Но тогда, он должен был бы противиться распаду. А он терпит антигорбачёвские статьи в самой «Правде». Хотя, говорят, воскресная «Комсомолка» уже открыла тайну партсобрания в «Правде» – потребовали снятия главного.

Дочитал «Март 1917-го» Солженицына. Гениальное сочинение – всё предсказал. Думаю, у будущих поколений представление о нашей Великой революции будет формироваться по «Красному колесу» Солженицына, как у многих поколений о войне 1812 года – по «Войне и миру» Л.Н. Толстого.

Дневниковые записи, сделанные Черняевым 9 октября в 1972, 1977, 1983, 1988, 1989 и 1990 годах, см. здесь.