Я, наверное, вас расстрою, потому что, как всегда, скажу, что не надо приучать. Вот, правда, ни к чему детей не надо приучать и ничего не надо им прививать. Все непременно придет само. И само прекрасно привьется. Просто зачастую оно приходит не тогда, когда родитель посчитал нужным, а тогда, когда ребенок до этого дозрел. И задача родителя, на самом-то деле, не прививать, не наседать, не обучать, не заставлять, а только лишь замечать и поддерживать то, что приходит само.
Марк все чаще делает что-то по дому. Он начинает делать это "что-то" сам, по своей инициативе. И чем больше я благодарю его и говорю, как мне это приятно, тем больше он делает. Начнет с того, что подметет пол на кухне. Услышит мое искреннее "спасибо", пойдет еще в комнате подметет. Услышит, как мне приятно, что он мне помогает, сколько у меня теперь освободилось времени на отдых или на работу, или на то, чтобы с ним время провести, и уже ведро тащит - полы мыть.
Да, он делает это не тогда, когда нужно мне, а тогда, когда хочет он. Да, он делает не то, что хочу я, а то, что хочет он. Но в этом я как раз вижу большой плюс. Так как он делает это благодаря собственной внутренней мотивации. И, я думаю, что это именно то, из чего вырастет потом привычка помогать и выполнять свои обязанности. Из внутренней мотивации. Из того, что он сам захотел, сам взялся, сам сделал. После чего получил благодарность, столь важное для человека ощущение причастности и радость от того, что сделал приятное любимым людям.
Да, он это делает не очень качественно. Да что там, чаще всего совсем некачественно :) Я это знаю и поэтому на автомате хочется сказать "не надо!". Потому что за ним потом все переделывать нужно. И вообще велика вероятность, что он скорее еще больше грязи разведет своей уборкой. И это самое сложное - разрешить делать, зная, что придется потом переделывать. А потом еще сложнее заставить себя промолчать и не указать на то, что в одном из углов осталась пыль, а на одной из тарелок - грязь. Но эти сложности точно не сложнее того, чтобы каждый день тюкать ребенка тем, что надо убираться, и потом ругаться с ним из-за того, что он этого не делает.
Принуждением и давлением никто ни к чему не приучается, не работает это ни в какой области. А замечаниями, что сделано не очень качественно и не очень правильно, не прививается желание делать более качественно и более правильно. Зато такими замечаниями гарантированно убивается желание сделать это еще раз.
А работают - внимательное наблюдение за желаниями ребенка, помощь и поддержка его в этих желаниях. Поддержка и разрешение, когда он попросит помыть пол. Когда скажет, что хочет с вами вместе готовить. Когда возьмется мыть посуду. И даже тогда, когда при этом что-нибудь разобьет.
Если вы будете искренне благодарить и говорить, как вы счастливы от того, что ребенок вам помогает, как сильно вы признательны ему за помощь и заботу, как вам это приятно - он будет обязательно делать еще и еще.