Удивительно, что такая частая в человеческой жизни вещь, как ливень, встречается в мировом искусстве за всю его историю очень редко. Давайте взглянем на самые любопытные образцы этой темы и изучим, почему на то, чтобы научиться рисовать дождь, европейцам потребовалось так много времени.
Во-первых, просто писать картины в жанре "пейзаж", без разницы, с дождем или без, европейцы учились очень долго. Первые века изобразить природу, не снабдив ее каким-нибудь религиозным или мифологическим персонажем, было немыслимо! Все протопейзажи, созданные до XVI-XVII веков, имеют какой-нибудь сюжет, оправдывающий их создание в глазах приличной публики. Так что хронологически первыми картинами на тему дождя можно считать изображения библейского Потопа. Впрочем, писать дождевые струи художники еще не умели, так что о плохой погоде на картнах о Ноевом ковчеге можно догадаться только по общей влажной атмосфере, колориту воздуха.
В дальнейшие века пейзаж как самостоятельный жанр все-таки появился, но с дождливыми пейзажами оставалась проблема. Дело в том, что еще не изобрели "плэнер": это когда художник пишет пейзаж с натуры, на открытом воздухе. Картины "конструировались" из головы, в студии, и хотя технически уже лучше получалось изображать струи, все равно, наиболее эффектными пока остаются картины, в которых ливень оправдан сюжетно.
В 19 веке, спасибо сентиментализму и романтизму, в жанре пейзажа происходит качественный прорыв: становится возможным писать не только конкретные детали и сюжеты, но и просто Настроение! Это влияет и на увеличение дождливых пейзажей в живописи (хотя их все равно остается достаточно мало). Одним из великих пейзажей той эпохи считается картина Тернера (мастера настроения), который запечатлел на полотне паровоз, рассекающий влажный воздух.
Тем не менее, в 19 веке популярней все равно пейзажи, показывающие чуть более позднюю стадию — пейзаж после дождя. Ну на них действительно ведь приятней смотреть: там и солнышко обычно проглядывает, и травка так красиво блестит, отмытая. У Куинджи много таких картин, у Саврасова... "Дождливые" же пейзажи остаются вызовом мастерству художника. Потребовались импрессионисты, с их новым способом смотреть на мир и выбирать интересное, чтобы создать шедевры именно о погоде.
Импрессионисты любили Париж в любую погоду, а поскольку дождливым этот город бывает часто, то любили они его и дождливым. В их "мокрых пейзажах" впервые появляются настоящие люди (ну, если не считать библейских утопленников из всяких "Потопов"). Это горожане, написанные крупным планом, для которых дождь — это повседневная часть жизни.
Постимпрессионисты научились уже изображать струи дождя. Они не гнались за реализмом, и поэтому у них получалось это эффектно, графично. Винсент ван Гог написал свою картину маслом, копируя знаменитую японскую гравюру Хиросиге. В этот период европейцы балдели от того, как японцы давно уже умеют обобщать и показывать линиями то, что Европа пока еще пыталась писать реалистично.
Наконец, в ХХ веке, в искусстве нового времени, нашедшего новые и очень странные языки, дождь на картинах приобрел совершенно удивительные формы. Например, он становится символом, как например, в этом полотне знаменитого сюрреалиста Магритта. А символом чего? Каждый может решить для себя сам, некоторые, например, считают, что это про отсутствие индивидуальности в толпе...
***
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.