Найти тему
Журнал N1.RU

Этому городу нужно лицо

Оглавление

Урбанист Алёна Цорик о том, почему каждому городу необходима уникальность

Многие слышали о процессах глобализации, повлекших стирание границ между странами и культурами, на фоне чего всё острее возникает потребность горожан в самоидентификации. Вопрос «в чём моя идентичность?» можно переформулировать следующим образом: «чем я уникален, чем уникален город, в котором я живу?». Попробуем разобраться, почему нашим городам так необходима идентичность и уникальность.

Что может дать идентичность городу

Самоидентификация жителя со своим районом несёт важную функцию: он начинает осознавать территорию своей, что обеспечивает его бережное отношение к ней. Это особенно важно для микрорайонов, которые из-за своей планировки имеют много свободных территорий.

Другая составляющая идентичности — гордость. Не за абстрактную Родину, а за понятное, близкое место. В многозначных и выверенных символах места хочется разбираться, изучать их и рассказывать об этом окружающим: «смотрите, в каком интересном месте я живу, — это часть моей уникальности».

-2

Уникальность, как и любой нематериальный капитал города, взаимодействует с нами через эмоции. Инициировать их всегда проще, используя объекты материальной среды как наиболее понятное нам воплощение реальности. Именно поэтому, чтобы быть успешными, городам необходимо развивать свою идентичность и закреплять её в физическом пространстве.

Ведь всегда проще объяснить уникальность города, заложив её смыслы в конфигурацию парка, арт-объект в сквере, орнамент в ограждениях или название улицы, чем научно формализовать её как «культурологическую единицу» и транслировать студентам в университетах.

Что важно знать про идентичность

Мы не можем придумать городскую идентичность, но можем её конструировать. Именно сложная, но при этом подлинная уникальность способна вызвать необходимые эмоции и быть принята городом. Возможно, выдуманные и ни к чему не привязанные истории срабатывают на этапе продаж жилья или торговых площадей, но потом они отвергаются и забываются жителями.

-3

Зачастую брендинг, в том числе новых жилых комплексов, строится на категориях, не имеющих ничего общего ни с местом, ни с людьми, которые будут там жить. Особенно в тех случаях, когда можно немного копнуть историю места, осмыслить её и создать концепцию, основанную на подлинной уникальности, а не выдуманной истории.

Такая выдумка называется креативной идеей, в соответствии с которой выстраивается всё городское пространство: от стилистики благоустройства до оформления вывесок. Реальные факты не провоцируют воображения и не привлекают интереса лишь потому, что мы не умеем с ними работать.

С чего начать идентификацию

Что бы мы ни проектировали, какие бы изменения среды ни планировали, если мы хотим работать с уникальностью места и показывать её — мы должны начинать с исследования. Хорошо, когда перед проектированием проводится градостроительный анализ, ещё лучше, когда он подкрепляется социологическим исследованием. Однако социокультурные и исторические изыскания, как правило, не включаются в предпроектный этап.

-4

Любой город — сложная социальная система, цель которой — продолжение собственной культуры и увеличение масштаба уникальности этой культуры с максимально быстрым и эффективным закреплением в своём городском пространстве и социальных сценариях.

Как ни странно, эту цель не так сложно реализовать. Нужно просто выяснить, чем место уникально, прежде чем строить на нём что-то совершенно новое. Сейчас у всех есть доступ в интернет, поэтому воспроизведение всем известных зарубежных концепций уже мало кого удивит. Нужно создавать свои концепции — с учётом реальности, которую важно осознать и переосмысливать.

Алёна Цорик, представитель Центра прикладной урбанистики Екатеринбурга, преподаватель УрГАХУ
Фото: N1.RU, depositphotos.com