Если бы патентная система существовала еще в древности, то чаще всего она нарушалась в оружейном деле. Аксиома. Глупо соблюдать правовые условности, когда речь напрямую идет о безопасности или (по меркам эпохи) собственной успешности. По этой же причине трудно говорить о достоверном происхождении того или иного элемента вооружения. Можно только гадать, откуда оно было заимствовано в конкретном регионе. Хотя и тут возможно столько вариантов и наслоений, что любое предположение рискует скатиться в ересь.
С Русью еще сложнее. С одной стороны ей грозили крупные и не очень коллективы рыцарей, а с другой – наседали шустрые и юркие орды восточного образца. Для успешной борьбы с такими соперниками требовались абсолютно различные тактические приемы, что и обуславливало параллельное существование нескольких комплексов вооружения – условных тяжелого западного и легкого восточного.
Крайне интересно подобный дуализм отразился на защитном снаряжении. В результате многих проб все же был принят в качестве базового восточный вариант, к XV - XVI векам мало уступавший западному готическому доспеху по защитным свойствам, но превосходивший его по гибкости и, что немаловажно, вентиляционным свойствам. И русский вариант в основном основывался на старом добром кольчужном плетении, тогда как в европейском прочтении кольчужные кольца ушли на поддоспешную одежду в качестве локальных включений на уязвимых местах.
Итак, базой оставалась кольчуга. Неплохо справлявшаяся с резаными ударами, но слабовато державшая колотые. Так что началась ее модернизация именно по пути усиления защиты уколам. Сначала появился панцирь. Это не та вариация консервной банки, что представляется по рыцарским романам. Это та же кольчуга, но только с плоскими, расплющенными кольцами – простое усовершенствование помогало увеличить вдвое защищенную поверхность.
Если такие плоские кольца увеличить в размере, то получится байдана. Не сильно полезная штука в качестве основного снаряжения, но хорошее дополнение к кольчуге, поскольку еще больше увеличивает сопротивление рубленому удару.
Еще вариант: у панциря уменьшить диаметр колец. Получится гибко, но очень уж дорого, поскольку сделать столько колец и склепать их в особом порядке тоже стоит денег. Тогда стали дополнять кольчугу стальными досками. Эдакий гибрид западного видения вопроса и восточной тяги к свободе движения. Если эти плоские элементы крепились по всему абрису к кольчуге, то выходил калантарь – кольчуга, в которой участки плетения заменялись на металлические щитки.
Если на груди подобные пластины размещались с нахлестом, то выходил юшман. А если эти пластины уменьшить по ширине до 15 миллиметров и вплести их в несколько рядов наподобие чешуи с двойным или тройным перекрытием, то выходил бехтерец – гибкий и прочный доспех, бороться с которым оказалось крайне сложно: он успешно противостоял даже раннему огнестрельному оружию. И был заимствован даже поляками, имевшими возможность сравнивать многие модели защиты. Чтобы пробить бехтерец, требовалось что-то радикальное: эсток, кончар, клевец, а то и полэкс.
× Заглядывайте в телеграм-канал: @battlez
Ну а если и этого не хватало, то всегда на основной доспех можно было нацепить зерцало – гибкий аналог европейского латного нагрудника. Того, что потом стало кирасой. Надо сказать, что радикально свойства защитного комплекса на Западе и Востоке уже не отличались. Просто каждая сторона выбирала то, что ей казалось практичным и удобным.