Итак, вашему вниманию предлагается разбор последней части статьи Д.А. Медведева "Россия 2024".
Уважаемые читатели, если вы читали предыдущие части, то заметили, что с каждым разом, повествование становится все более скачущим, отрывистым, не уделяется большое внимание каждому тезису. Прошу за это прощение, но это выше моих сил, правда.
Будь я редактором или журналистом какого-то бизнес издания, наверное, по долгу службы я бы пересилил себя и просеял через сито каждое предложение в этой статье.
Но, эти заметки - мое хобби, а хобби должно доставлять удовольствие. Да и тематика канала - общественная, а не политическая или экономическая.
Поэтому, с вашего позволения, в последней части я лишь пробегусь по тезисам, которые озвучили Дмитрий Анатольевич.
Касаемо гос. программ и реформ:
1. Повысить пенсионный возраст - это правильное решение.
Здесь без цитат. Каждый гражданин в стране слышал уже эту песню и знает наизусть, как мы живем по 100 лет, нормы старые, крах страны и прочее, прочее, прочее...Тут абсолютно никаких новых аргументов.
Но, есть одна очень настораживающая мысль, которую дословно можно перевести так:
2.Скоро у тех, кто работает во вредных условиях могут отнять право досрочного выхода на пенсию:
Сказанное не означает, что развитие пенсионной системы исчерпывается повышением пенсионного возраста. Например, за счет модернизации и соответственно улучшения условий на рабочих местах с вредным и тяжелым производством уменьшатся масштабы досрочного выхода на пенсию. Курс на технологический прорыв будет способствовать решению этой задачи.
3. Тут вообще что-то из Оруэлла. Очень похоже на чипирование. Наверное, всерьез это не нужно воспринимать, но есть явный намек на создание еще одного бесполезного ведомства.
Цифровизация экономики будет иметь прямое отношение и к социальной сфере. Адресность предполагает наличие широкой информационной платформы, которая позволит точнее выделить бедных, определить причины бедности той или иной социальной группы и отдельного домохозяйства, выработать эффективные способы ее преодоления. Реальным шагом в этом направлении стали создание и ввод в действие Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО).
4. Монополизация строительства
Одновременно перед нами стоит амбициозная задача — увеличить к 2024 г. масштабы строительства жилья. Конечно, на рынке в новых условиях останутся застройщики, способные напрямую работать с банками, прозрачно осуществляющие финансовое сопровождение своей деятельности в соответствии со всеми банковскими и градостроительными требованиями, отчетность которых открыта как перед кредитными организациями, так и перед покупателями жилья.
5. Неподготовленность и некомпетентность чиновников в век цифровизации.
Лидерский потенциал России в цифровой трансформации, и не только в ней, вряд ли можно реализовать, если не будет развиваться цифровизация госуправления, не появятся в достаточном количестве государственные и муниципальные служащие, руководители госучреждений с соответствующими компетенциями. По некоторым оценкам, таких работников только в госсекторе должно быть не менее 1 млн. Предстоит переобучить чиновников не только на федеральном, но и на региональном уровне
6. Прогнозируется рост безработицы из-за этой самой цифровизации
Мы должны оценить и ожидаемые риски. При реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» предстоит ответить на вопрос о судьбе потенциально высвобождающихся работников. Конечно, повышение эффективности экономики выгодно обществу в целом. Однако социальные последствия цифровой трансформации необходимо серьезно обсуждать. Ясно, что она открывает новые возможности на рынке труда, предъявляет новый спрос. Но при этом практически неизбежно возникает разрыв между структурой спроса и структурой предложения. Избежать решения указанной проблемы можно, лишь пытаясь избежать самой цифровизации. Такой подход означал бы для нас нарастающее отставание от стран-лидеров, закреплял бы существующий разрыв в уровне эффективности экономики.
7. НДС 20%, это не все сюрпризы, которые нас ждут
Мы против налоговых революций и радикальных изменений в этой области. В настоящее время речь может идти только об отдельных решениях по точечной настройке налоговой системы, включая вопросы администрирования, в значительной мере связанного с цифровизацией . Предлагаемые решения должны носить системный характер, то есть сочетать решение фискальных, экономических (стимулирование бизнес- активности) и социальных задач.
8. Прогрессивного налога на прибыль. Смиритесь.
Когда рассматривались предложения по обеспечению источниками финансирования реализации целей развития, мы отказались от таких вариантов, как введение прогрессивной шкалы НДФЛ или возврат к налогу с продаж.
9. За все это, государство платить не собирается
Как показал опыт предыдущих лет, сложившаяся в России структура расходов на исследования и разработки в ВВП, в которой около 70% составляют бюджетные средства и 30% частные, не может считаться приемлемой. В развитых и некоторых развивающихся странах наблюдается обратное соотношение.
По традиции, в конце не будет никакой "выжимки". В следующем выпуске, я опубликую полный перевод на русский этого экономического чуда от начала до конца.