Закон предполагает не только определенные гарантии граждан, но и перечень их обязанностей. На что имеет право пациент, как он может подать претензию в случае его нарушения, подробно рассказывается в статье.
Права пациента
В документ подробно описываются права граждан – конкретные возможности, которые они могут реализовать в сфере здравоохранения:
1. Охрана здоровья.
2. Предоставление помощи врачей, медсестер и других сотрудников. При этом помощь предоставляется бесплатно в соответствии с программой обязательного страхования (т.е. в пределах определенного объема).
3. Выбор конкретного врача и больницы.
4. Получение любой консультации, диагностики, лечения, услуг по реабилитации.
5. Уменьшение болевых ощущений, связанных с травмой либо заболеванием.
6. Обеспечение лечебным питанием при лечении в стационаре.
7. Охрана личных данных, а также сведений, относящихся к врачебной тайне.
8. Отказ от медицинских услуг, вмешательства по любой причине.
9. Право на полную компенсацию вреда, который причинен здоровью при оказании медицинской услуги.
10. Возможность личной встречи с адвокатом.
11. Возможность личной встречи со священнослужителем.
Обязанности пациента
Что касается обязанностей, то указанный закон предусматривает только 3 вида:
1. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье.
2. Каждый пациент должен в полном объеме соблюдать требования врача, когда он находится на лечении (как в стационаре, так и в домашних условиях).
3. Наконец, граждане должны регулярно проходить медосмотры, если это предусмотрено законодательством (например, работники пищевых производств, учителя и многие другие). Если же пациент страдает общественно опасным заболеванием (например, туберкулез), он должен проходить не только осмотр, но и обследование, а также плановое лечение.
Ранее мы рассказывали о том кто имеет право на бесплатные лекарства, рекомендуем вам ознакомиться с полным списком здесь.
Как защитить свои права: куда жаловаться на нарушения
Прежде чем подавать претензию на нарушение законных прав пациент должен четко определить предмет жалобы, т.е. ее содержание и основание, а также зафиксировать сам факт нарушения своих прав с помощью фото-, видеозаписи, письменных свидетельских показаний и других доступных средств.
Подавать жалобу можно в различные инстанции:
- на имя главврача медицинского учреждения;
- страховая компания (ее название указано на полисе ОМС);
- Росздравнадзор;
- местный Департамент здравоохранения;
- федеральное Министерство здравоохранения;
- правоохранительные органы;
- судебная инстанция.
Подать заявление можно сразу в несколько органов. Сначала пациенты обычно жалуются главному врачу, однако они в любой момент могут обратиться напрямую в суд, минуя все остальные ситуации.
Стандартно заявление рассматривается до 30 календарных дней, после чего ведомство принимает соответствующее решение. Обжаловать его можно в вышестоящей инстанции либо в суде.
Подписывайтесь на наш канал, 3 раза в неделю мы разбираем наиболее социально значимые законы.