Найти тему
Пойдем в кино

Война или мир?

Оглавление

Фильм Авдотьи Смирновой, снятый по её сценарию в соавторстве с Анной Пармас, начался в свойственной режиссеру ироничной манере повествования. Авдотья, как я помню по «Школе злословия», умеет очень едко высказываться, сохраняя при этом невозмутимый и даже улыбающийся вид. Вот, и фильмы у нее выходят такие: точные, ироничные и правдивые. И главное, они о людях. О каких?

Колокольцев

В центре повествования фигура молодого поручика – Гриши Колокольцева. Он типичный молодой человек, полный идей, страждущий скорее реализоваться, мечтающий о карьере и страстно желающий жить. Деятельный сын генерала, Колокольцев, хочет доказать отцу и свету, что сам по себе он на многое способен. Роль писалась Авдотьей с оглядкой на её родного брата – молодого режиссёра Алексея Смирнова. От того, наверное, образ его получился таким достоверным. Колокольцеву веришь как в самом начале ленты, так и в её завершении. Хотя за два часа персонаж значимо преображается и из симпатичного парня становится неприятным дяденькой. У меня создалось отчетливое впечатление, что развитие героя подтверждает моё мнение, что система сильнее человека. Инородное тело либо подгоняется под шаблон, либо уничтожается. Как это решается в конкретном случае – посмотрите сами.

-2

Как я уже говорила, фильм начинается во вполне ироничном ключе и развивается, как комедия, анекдотические зарисовки из армейской жизни Колокольцева в Тульской губернии. Стоит отметить, что у картины был исторический консультант – Джон Шемякин, благодаря ему режиссёру удалось создать атмосферу 19-го века и проработать быт в кадре, как светский, так и солдатский.

Толстой

Светский быт наиболее четко отражен в описании жизни семейства Толстых в Ясной Поляне. Само это семейство заслуживает отдельного фильма, умные, современные, воспитанные аристократы за их диалогами так приятно следить! Особая находка фильма – Евгений Харитонов в роли Льва Толстого. Молодой, деятельный, эмоциональный – здесь Толстой далек от почти архитипичного своего образа бородатого старика в лаптях. Он полный сил, живой и мыслящий человек с огромной душой и странными выходками, как любой гений. За каждым гением, конечно, должна быть семья, поддерживающая его. С ролью Софьи Андреевны в ленте отлично справляется Ирина Горбачева. Она та самая сильная и мудрая женщина, которая по хорошему заземляет своего гениального мужа. Остальные персонажи этого дома, которым так гордится писатель тоже все уместны и хороши. У каждого своя маленькая драма и путь её решения, в ролях раскрываются Анна Михалкова и Игорь Золотовицкий, так же неплохо дебютирует Елизавета Янковская.

-3

Увлекшись конфликтами и бурной деятельностью главы семейства, легко упустить основную идею ленты, но автор сценария и режиссёр не дает нам опомниться и [будто обухом по голове] меняет интонацию повествования. Так ироническая комедия за несколько минут экранного времени превращается в душераздирающую драму.

Шабунин

Солдатская жизнь грустна, скучна, беспросветна. Солдат – человек не большого ума, часто вороватый с приземленными интересами, пьющий обязательно. Такой он угоден. Солдат всегда должен быть готов умереть и соблюдать дисциплину – более от него ничего не требуется.

А что случается, попади в армейские ряды человек другой организации? Рядовой Шабунин (реально существовавшая личность, как Колокольцев или Толстой) – писарь полка, по сюжету, самый слабый в своем окружении. Он, один из немногих грамотных, сутками переписывает книги, пособничает (хоть и против своей воли) в воровстве, получает тумаки от начальства и сослуживцев, и мечтает сбежать.

Парень немного неземной, любит выпить и приврать, что он то ли сын божий, то ли генеральский. Но основная его проблема, как я сказала, что он чрезвычайно слаб. Бесхребетного рядового Шабунина армейско-эволюционная мясорубка перемалывает в пару дней, так что не остается пригорка на могиле. Если бы не живое напоминание о сделанном – рыдающей на месте захоронения Дашки, солдатские сапоги топтали бы его могилу и дальше.

-4

Но человек существует, пока если. память о нем, и если Шабунин затронул хоть одну девкину душу, значит он был.

Так же прапорщик Стасюлевич, поверивший дважды в людей и дважды разочарованный – был. Об этих людях есть записи в книгах. Фильм «История одного назначения» снят по мотивам главы книги Павла Басинского «Святой против Льва».

Так же, как Толстой остается в памяти миллионов его читателей, так и эти люди, ценность жизни которых, кажется, была невероятно мала при жизни, сегодня возвращаются в ярких образах ленты. А значит, и маленький человек кому-то да нужен.

-5

P.S.

Злободневность сюжета поразительна и пугающа. В России, как во времена Толстого, пьют, воруют и вершат суды «по закону», а не по милосердию. Генеральские дети от скуки творят, что хотят по молодости, под прикрытием родительского имени. А потом становятся достойной заменой своим родителям.

Вообще, личная драма Колокольцева близка любому молодому человеку. Часто до того как встретиться лицом к лицу с проблемой мы уверены, что поступим одним единственным образом. Умозрительно мы все честные, благородные и даже немного героические персонажи. Но, переживая ту или иную проблему выбора в реальности, мы порой сами себя неприятно удивляем. Бывало ли у вас такое, что вы ловили себя на убийственной абсолютно мысли: «никогда бы не подумал, что поступлю так»? Если не было, вы – счастливчики.