Найти в Дзене
РУССКИЙ СЛЕДОПЫТ

Дневник трассы «Колыма». Четвертый день: Бурхалинский перевал – Ягодное – Атка – Магадан

Когда машина не едет, приходится быть... быстрым. Особенно если под колесами – легендарная, проклятая и притягательная трасса «Колыма». Четвертый день получился, пожалуй, самым коротким – мы проскочили от Сусумана до Магадана, лишь чуть задержавшись в Ягодном. Но зато – очень красивым.

Русский следопыт

Символ сегодняшнего дня – снег. Бурхалинский перевал. Во всей красе
Символ сегодняшнего дня – снег. Бурхалинский перевал. Во всей красе
Вся суть Сусумана – в этой фотографии. Да и не только Сусумана. Да, мы за мир без войн, это в самом деле идеальное состояние жизни... Но не каждая война доводит до такой разрухи
Вся суть Сусумана – в этой фотографии. Да и не только Сусумана. Да, мы за мир без войн, это в самом деле идеальное состояние жизни... Но не каждая война доводит до такой разрухи
 И это при том, что золото здесь – прямо здесь, совсем недалеко от того же Сусумана – как добывали, так и добывают. Причем современные золотодобытчики селятся вовсе не в старательских хижинах начала прошлого века, а вот в таких ультрасовременных поселках
И это при том, что золото здесь – прямо здесь, совсем недалеко от того же Сусумана – как добывали, так и добывают. Причем современные золотодобытчики селятся вовсе не в старательских хижинах начала прошлого века, а вот в таких ультрасовременных поселках
Бурхалинский перевал – один из трех запомнившихся, что мы преодолели в этот день. Были еще Дедушкина лысина и Яблоновый
Бурхалинский перевал – один из трех запомнившихся, что мы преодолели в этот день. Были еще Дедушкина лысина и Яблоновый
Трасса не только фантастически красива, но и заметно оживленнее – все же приближаемся к столице
Трасса не только фантастически красива, но и заметно оживленнее – все же приближаемся к столице
Снег... Даже сама дорога – бела
Снег... Даже сама дорога – бела
Поселочек – одноименный с только что пройденным перевалом – далеко не так прекрасен. Но он хотя бы жив
Поселочек – одноименный с только что пройденным перевалом – далеко не так прекрасен. Но он хотя бы жив
Редчайшее зрелище: строят. В данном случае – мост. Трасса, кстати, вообще в довольно хорошем состоянии, здесь уже щебенка как покрытие – не норма
Редчайшее зрелище: строят. В данном случае – мост. Трасса, кстати, вообще в довольно хорошем состоянии, здесь уже щебенка как покрытие – не норма
Ягодное: первые кадры. Снег используют даже как «гараж» для автомобилей
Ягодное: первые кадры. Снег используют даже как «гараж» для автомобилей
 Ягодное. Котельная. Когда она однажды перестала вот так вот дымить, здесь разморозилось всё
Ягодное. Котельная. Когда она однажды перестала вот так вот дымить, здесь разморозилось всё
Паникаров Иван Александрович – собственной персоной!
Паникаров Иван Александрович – собственной персоной!
Музей «Память Колымы»
Музей «Память Колымы»
Среди экспонатов – около 50 000 (!!!) различных предметов, документов, книг, картин...
Среди экспонатов – около 50 000 (!!!) различных предметов, документов, книг, картин...
Бесценный архив Паникарова, точней – его малая часть
Бесценный архив Паникарова, точней – его малая часть
Гранки новой книги
Гранки новой книги
Сергей Воробчуков в музее не в первый раз, но удивлять он его не перестает
Сергей Воробчуков в музее не в первый раз, но удивлять он его не перестает
...на посошок
...на посошок
После Ягодного чем ближе к Магадану, тем больше черного проступает в окружающей заснеженности
После Ягодного чем ближе к Магадану, тем больше черного проступает в окружающей заснеженности
Атка. Еще один город-призрак. Здесь даже страшнее – в огромном поселке по-прежнему живут. Правда, жителей всего человек десять
Атка. Еще один город-призрак. Здесь даже страшнее – в огромном поселке по-прежнему живут. Правда, жителей всего человек десять
Пред-Магаданский отрезок трассы «Колыма» – асфальтовый. И тут же сразу – ямочный ремонт
Пред-Магаданский отрезок трассы «Колыма» – асфальтовый. И тут же сразу – ямочный ремонт
И снова закат. И снова очень красивый. Но нам еще ехать, Магадан был не за следующим поворотом...
И снова закат. И снова очень красивый. Но нам еще ехать, Магадан был не за следующим поворотом...

Магадан. Ночь. Буду краток. С машиной совсем плохо, поэтому программу пришлось резать. Жестоко. Не будет Эльгена. Не увидим Оймякон. В Атке лишь чуть-чуть притормозили. Палатку проскочили почти уже в ночи. И – Магадан. Он, на первый взгляд, хорош и приветлив.

А вчерашней ночью в Сусумане выл, конечно, не волк, – хаски. В соседнем с гостиницей дворе собачка этой чудесной породы накануне принесла щенков – вот и волновалась, раз за разом своим воем «срывая аплодисменты» соседей-подружек.

В Сусумане мы тоже должны были чуть подзадержаться, но наш надежный прежде черный конь что-то совсем отказывается бить копытом. Если совсем просто, происходит вот что: Воробчуков жмет на газ, а Nissan на это никак не отзывается – просто не едет. Верней едет, но прибавить не спешит. Приходится глушить двигатель, потом заводить снова – тогда вперед. Вчера подобное случалось раз пять, сегодня – … Сегодня просто не считал.

Меж тем трасса «Колыма» – это трасса «Колыма». Хотя, конечно, здесь уже не та пустыня, что в районе Кубы, и температура за бортом не минус тридцать, а на десять градусов повыше (вчера и вовсе было –14), но все же, все же… Так что голова больше ни о чем не думает. Особенно у Сергея Анатольевича. Поэтому – Магадан. Так скоро.

Хорошо, что вчера остановились в Сусумане, а не дернули в Ягодное, как планировали: обидно было бы растворить этот кусок пути в ночной невидимости. И без того все время жалеешь о том, что знаменитые желтый и черный прижим, а так же заячью петлю проехали ночью (это как раз между Хандыгой и Кубой).

А отрезок Сусуман – Ягодное красив невероятно. Один лишь Бурхалинский перевал чего стоит!

Но главное, вы не поверите, даже не горы – снег. Просто снег. Его настолько много, он кроет все окрест настолько плотно, мягко, бело и то совершенно ровно, то удивительно причудливо, что – только успевай смотри да снимай. Снимать-то как раз я и не успевал: спешка, к ночи мы должны были быть в Магадане, потом что только тут лечат железных коней.

Но в Ягодном задержались. Слишком ненадолго, но совсем без остановки нельзя было никак. Отсюда нас должно было стать трое. И стало. Вы же прочли вчера «Повесть о Бориске на новый лад» Ивана Паникарова? Ну вот, а живет он как раз в Ягодном. И – по плану – здесь мы должны были провести никак не час. Иван Александрович подготовил серьезную программу по осмотру окрестностей и не только. Он – краевед, историк, писатель. Создатель уникального частного музея «Память Колымы» – первого вообще в России и сейчас, пожалуй, самого крупного. Паникаров оценивает свои фонды очень приблизительно в 50 000 единиц хранения. Подробнее о музее и его создателе – будет отдельно.

Пока же, перекусив у гостеприимного хозяина и подзарядившись на дорожку чистым спиртом (две рюмки), а также продегустировав еще один «жидкий» подарок из далекой, но ставшей такой близкой после ноябрьской поездки Белоруссии (там мы тоже «гостили» втроем с Паникаровым), двинулись дальше.

Это «дальше» вмиг стало гораздо интереснее и насыщеннее за счет присоединения к нашей командировочной команде Ивана Александровича – он комментировал буквально все, что встречалось на пути. Едва ли не каждый ручей, указатель, гору, населенный пункт. В этом человеке столько историй об этой земле, о ее нынешних и прошлых обитателях, что… не переслушать. Достаточно сказать, что у Паникарова одних только изданных книг – 40! Прописью: СОРОК! И как раз сейчас он готовит следующую, в Магадан с нами он отправился в том числе и по делам издательским.

Что ж, вот и прибыли…

У нас будет еще много интересного. Подписывайтесь на канал Русский следопыт, ставьте лайки
Магадан
7651 интересуется