Найти в Дзене
Concepture Club

Трикстер от поп-культуры. Почему Джокер – положительный герой?

Оглавление

Его мотивы неизвестны, равно как и его прошлое. Он – самый известный шут современности и полный психопат, но тем не менее образ этого антигероя не так однозначен, как кажется на первый взгляд. И иногда его деструктивные поступки имеют положительные последствия. Concepture публикует материал о том, почему Джокер – положительный персонаж.

Пара вступительных абзацев

Для начала напомню, что такое архетип и откуда это понятие взялось. В начале прошлого века небезызвестный психоаналитик и ученик Фрейда Карл Густав Юнг разрабатывает свой вариант психоанлиза, именуемый аналитической психологией (не путать с аналитической философией), «глубинной психологией» или «психологией глубин». Одним из центральных понятий аналитической психологии Юнга становится «архетип» (с древнегреческого «первообраз»). Справедливости ради надо сказать, что Юнг не придумал это понятие, ведь об архетипах (но только как о первообразах) писал еще Платон в своих «Диалогах».

Так что же такое архетип и с чем его едят? Архетип – это универсальная врождённая психическая структура, составляющая содержание коллективного бессознательного, распознаваемая в нашем опыте и являемая, как правило, в образах и мотивах сновидений. Основных архетипов 6, а вообще их более 70, и каждый из них помогает нам в процессе индивидуации (поиска самости – шестого и самого главного архетипа). По Юнгу, самость – это конечная точка человеческого становления.

Мистер трикстер

Нас же конкретно интересует архетип «трикстер» (с английского «трюкач, ловкач»). Знакомый образ, правда? Трикстер – весьма распространенный во многих культурах и мифологиях персонаж. Трикстер – это своего рода допельгангер (с немецкого «злой двойник») культурного героя. В сказках он может быть антропоморфным животным-плутом (например, лисом) или же хитрым чертом, иногда человеком и даже божеством. Суть трикстера состоит в том, что он нарушает запреты и установленные правила и зачастую делает он это злонамерено. Для него жизнь – это игровой процесс. Часто божества-трикстеры нарушают законы природы или мироздания, пользуясь хитростями и уловками.

-2

Давайте теперь перейдем непосредственно к рассмотрению образа Джокера. Начнем с характера. Думаю, всё довольно очевидно. Во всех своих многочисленных версиях и вариациях Джокер выступает плутом обманщиком, мастерски обводящим вокруг пальца Бэтмена, выстраивающего сложные многоходовые комбинации действий просто потому, что ему это нравится. Вспоминаем «Темного рыцаря» Нолана и знаменитую фразу Джокера в исполнении Хита Леджера: «Я знаешь кто? Я пёс, бегущий за машиной. Я бы не знал, что делать, если б догнал… Так что я просто делаю. И всё». Очень уж это соответствует характеристике, которую дает трикстеру русский филолог М. И. Стеблин-Каменский: «Трикстер – ум без чувства ответственности».

Следующая неотъемлемая черта Джокера заключается в его привязанности к Бэтмену – я бы даже сказал зависимости. Он всё время его испытывает, ставит перед моральным выбором, тем самым помогаю Бэтмену становиться как герою. То есть Джокер – это своего рода тень Бэтмена, или, если угодно, зеркало для героя, через которое последний познает сам себя. Опять же это полностью соответствует одному из описаний трикстера.

Но любопытнее другое, менее значимое совпадение в образах Джокера и трикстера. Так как последний проявляет половую изменчивость, то можно сказать, что в какой-то мере у трикстера отсутствует пол как таковой. То же самое наблюдается и у Джокера: его рисуют как мужчину, но его прошлое неизвестно и сказать с уверенностью мужчина он или нет нельзя. «А как же Харли Квинн?», – спросите вы. Отвечу: известно, что она влюблена в него, а о его чувствах к ней неизвестно ровным счетом ничего. Или же можно рассмотреть Харли как женское воплощение Джокера. Тогда выходит, что вместе они образуют как бы одного двуполого персонажа...

Полную версию статьи читайте на сайте concepture.club

Автор текста Ефрем Таскин