Встречи с писателями
Ещё в школе мы впервые слышим слово «рабство». Изучая историю древнего мира, ребята, едва закончившие младшие классы, поражаются жестокости людей прошлого. Постепенно, эпоха за эпохой, они приближаются к нашим дням. Но понятие «рабства» никуда не исчезает. Оно сопровождает их из столетия в столетие, вызывая оторопь новыми и новыми жестокостями.
Казалось бы, современный мир и рабство — понятия столь далёкие друг от друга, что даже говорить здесь совершенно не о чем. Многие даже очень образованные люди, если их спросить, когда же был освобождён последний раб на Земле, вспомнят о Гражданской войне в США, которая разгорелась в шестидесятых годах девятнадцатого века. И мало кто упомянет о том, что в двадцатом столетии рабство продолжало существовать на территории ряда государств третьего мира. Например, в Мавритании невольничий труд отменили только в 1981 году, а запретили рабовладение и вовсе лишь в 2007 году. Рабство в Африке или Латинской Америке, пусть даже каких-то сто, пятьдесят или двадцать лет назад, ужасает, но не сильно удивляет, в отличие от «свободолюбивого» Запада. Крепостное право в Боснии и Герцоговине было упразднено в 1918 году, а Соединённые Штаты — страна свободы — лишь в 1941 году отменили каторгу, а в 1966 году запретили принудительный труд.
Казалось бы, на сегодняшний день абсолютное большинство государств мира подписало особое соглашение, запрещающее рабство, и приняло соответствующую конвенцию от 1926 года. Но можем ли мы с уверенностью говорить, что рабство исчезло безвозвратно, и нигде на всей планете ни один человек не мучается в кандалах, словно мы живём не в цивилизованном мире, а где-нибудь в Древнем Риме? Увы, нет. Рабство в двадцать первом веке — проблема столь же реальная и пугающая, как сто, двести, пятьсот или тысячу лет назад. И тот факт, что теперь оно незаконно, о нём не принято говорить и даже думать, ничуть не улучшает ситуацию, не способствует решению проблемы.
Торговле людьми в двадцать первом веке посвятила свой романтический детектив писательница Наталья Бессонова. Её книга носит название «В рабство — на экскурсию».
«Должна подчеркнуть, что озвученная тема — не единственная, которой я хотела бы посвятить своё творчество, — говоря об истории создания своей книги, рассказывает Наталья. — Изначально у меня было желание написать «лёгкий» детектив для развлечения, чтобы человек прочёл, и не осталось никакого осадка. Девочка потерялась, потом – приключения, потом – девочка нашлась. И всё это – на фоне забавных случаев с партийцами и романтической любовной истории. Но, если уж касаться какой-то темы, то не стоит вводить читателя в заблуждение. Поэтому я решила хорошо изучить вопрос, которого хотела вначале коснуться лишь «вскользь». В процессе знакомства с информацией, которую брала исключительно из открытых источников, я поняла, насколько серьёзна эта проблема сегодня, что рабство может стать реальностью для любого, на чьём пути встретятся современные торговцы «живым товаром…»
Мы решили узнать, что же удалось выяснить Наталье Бессоновой. Будучи доцентом Новосибирского архитектурно-строительного университета, автором множества научных статей, в прошлом всерьёз занимавшаяся политикой писательница умеет собирать и систематизировать информацию, делая интересные выводы.
«Конечно, я не являюсь специалистом в этом вопросе, — предупреждает Наталья. — Меня, скорее, можно отнести к числу «неравнодушных обывателей», чем к разряду знатоков или экспертов. На поставленные вопросы должен бы отвечать профессионал: представитель правоохранительных органов, или общественных организаций, или Международной организации по миграции, или консул какой-либо из стран, куда поступают обычно письма или звонки с просьбами о помощи…
Но я отвечу – с позиции «неравнодушного обывателя», черпающего информацию из открытых источников», — обещает писательница.
Екатерина: «Рабство — это история или ужасающая реальность? В каких странах сегодня встречается рабство, и какие формы оно имеет?»
Наталья: «Рабство сегодня – вполне реальный «ужастик», сохранившийся до наших дней. Как ни страшно это звучит, но оно существует везде, кроме, разве что, Антарктиды: в Европе, в Америке, в Азии, в Африке…
Какое оно бывает? Как в учебнике! И как во все времена: трудовое – когда используется подневольный труд, и сексуальное. В наше время жертвами торговли людьми являются мужчины, женщины и дети (!!!). Около 80% современных рабов — жертвы секс-трафика».
Екатерина: «Есть ли достоверная информация у официальных структур по данному вопросу? Можно ли найти в широком доступе какую-то статистику с точными цифрами и другие сведения по теме, или всё старательно замалчивается?»
Наталья: «В дебрях Интернета можно найти массу документов, содержащих, думаю, вполне достоверную информацию: доклады МОМ, органов национальной безопасности, некоторые отчёты правоохранительных органов, статьи и даже научные работы. Данные разнятся в зависимости от того, кто их преподносит: общественные организации, правоохранительные или какие-то другие структуры. В любом случае, они ужасающи, на мой взгляд «неравнодушного обывателя».
Екатерина: «Кто осуществляет помощь людям, попавшим в сложную ситуацию? Существуют ли специализированные организации, готовые оказать содействие пострадавшим или родственникам, полагающим, что их близкие угодили в руки работорговцев? Имеет ли смысл обращаться в полицию?»
Наталья: «Конечно, по определению, оказывать помощь жертвам торговли людьми обязаны правоохранительные органы и другие государственные структуры. Полиция, конечно, это и делает – настолько, насколько позволяет закон. А статья, предусматривающая уголовную ответственность за торговлю людьми, в России появилась только в середине первого десятилетия нашего века. То есть самого понятия «торговля людьми» ранее российское законодательство не предусматривало. Отсюда – несовершенство законов и трудность выявления фактов торговли людьми.
Если человек попал в рабство в чужую страну – российская полиция в этом случае существенно ограничена в правах. Практически бессильна. Если только проводится какая-то совместная операция с полицией страны пребывания жертвы... Надо обращаться в консульство, а там, по мнению многих, жалобам и просьбам не всегда рады… На помощь приходят общественные организации…
Реальную помощь в освобождении людей из рабства оказывает движение «Альтернатива» и некоторые другие общественные организации.
По инициативе Международной организации по миграции, с 2005 года в Турции работает «горячая» телефонная линия для оказания помощи женщинам, ставшим жертвами торговли людьми, или «номер 157».
Государственной программы помощи и реабилитации людям, побывавшим в рабстве, в нашей стране НЕТ!!! И скорее женщина, ставшая жертвой секс-трафика и прошедшая все «круги ада», встретит со стороны соотечественников осуждение, непонимание, презрение, чем помощь и поддержку…
Зная это, женщины, подвергшиеся сексуальной эксплуатации, не обращаются в правоохранительные органы, боясь огласки и осуждения общества. А также – опасаясь мести со стороны вербовщиков и торговцев».
Екатерина: «Какие меры ответственности предусмотрены для торговцев «живым товаром»? Есть ли какие-то системы по защите свидетелей?»
Наталья: «Это вопрос к юристам. Но отвечу строками из Уголовного кодекса: «Торговля людьми (ст. 127.1 УК РФ) — преступление международного масштаба». Определение торговли людьми дано в Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё, дополняющем Конвенцию против транснациональной организованной преступности, принятую 15 ноября 2000 г. резолюцией N 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН... За торговлю людьми предусматривается наказание от 3 до 15 лет лишения свободы – в зависимости от отягчающих обстоятельств.
Программа защиты свидетелей наверняка есть, но, учитывая загруженность полиции, недостаток средств… – как обычно… Впрочем, опять же, рассуждаю на уровне «неравнодушного обывателя».
Екатерина: «Как общество относится к людям, оказавшимся в рабстве? Кого принято винить? Кому сочувствовать? Или проще игнорировать?»
Наталья: «Совсем недавно в каком-то телешоу обсуждали вопрос о том, как одна девушка, отправившись в некую восточную страну в качестве модели, чуть не попала в гарем к «знатному и уважаемому гражданину». Представитель Госдумы, депутат, присутствовавший на том шоу, ярко продемонстрировал официальное мнение законодательной власти по этому вопросу, которое можно выразить двумя словами: «Сама виновата!» В то же время люди, которые сталкиваются с этой проблемой по долгу службы, в ответ на подобное заявление и осуждающе-агрессивную позицию депутата, справедливо утверждали, что вина девушки – лишь в её неопытности, неосведомлённости и доверчивости. Существуют организации, где работают специально обученные вербовщики, поставляющие за границу «живой товар» и маскирующиеся под вполне невинными названиями. Вербовщики умело используют психологию молодых романтичных девчонок, играя на их стремлении к лучшей жизни...
Вот такое противостояние мнений наблюдается в обществе!»
Екатерина: «Почему Вы решили взять столь сложную тему для своей книги? Что послужило толчком? Какова конечная цель обсуждения проблем рабства в двадцать первом веке на страницах литературного произведения?»
Наталья: «То, что тема прозвучала, как основная – продиктовано серьёзностью самой проблемы. Это вышло вне зависимости от моего первоначального желания.
Подтолкнули — шокирующие цифры, с которыми столкнулась. Меня поразили именно статистические данные, а ещё – статьи о некоторых женщинах (их также можно найти в интернете) и анонимные откровения самих женщин, побывавших в рабстве за границей.
Цель обсуждения темы на страницах художественного произведения — безусловно, борьба добра со злом! Но не питаю иллюзий. Если это уродливое явление существует на протяжении всей истории человечества, то вряд ли можно его до конца изжить.
Но можно попытаться кого-то предостеречь, защитить, а кого-то — заставить задуматься, научить сопереживать и сострадать. Ведь осудить всегда легче, чем понять и протянуть руку помощи. Иногда для спасения девушки требуется всего лишь один телефонный звонок…»
Екатерина: «Насколько достоверна статистическая информация и данные по специализированным организациям, которые представлены на страницах?»
Наталья: «Статистическая информация взята из официальных источников, размещённых в сети Интернет. Их можно легко найти, введя запрос в поисковую строку любого браузера. Но она, как я уже сказала ранее, различается, в зависимости от источника.
Вот недавно встретилось:
«По данным ООН, в мире насчитывается около 27 миллионов невольников (600–800 тысяч человек в год), но точное число жертв определить практически невозможно…»
И ещё — РИА Новости (не последние новости, но, тем не менее, дают представление о проблеме):
«По данным миссии IOM, ежегодные доходы Турции от рабства превышают 5 млрд долларов, при этом организация освобождает 600-700 девушек. Реальное количество невольниц — в десять раз больше. За последние пять лет без вести пропало более 300 тыс. россиянок. По мнению экспертов, во всём мире не менее 200 млн рабов. Для сравнения: за 400 лет из Африки в Америку вывезено всего 12 млн рабов. Работорговля ежегодно даёт транснациональной преступности 19 млрд долларов прибыли…»
Как видим, данные ООН и IOM существенно различаются, но являются показательными.
И, в любом случае, цифры ужасающие! А СМИ, как ни странно, обсуждают личную жизнь известных людей, перемывая чьи-то старые косточки, вместо того, чтобы говорить о более серьёзных и острых проблемах и явлениях…»
Книга «В рабство — на экскурсию» вышла в рамках программы «Новые имена современной литературы» в новокузнецком издательстве «Союз писателей». В сентябре она была представлена на фестивале «Книжная Сибирь — 2018». Купить романтический детектив можно в интернет-магазине «#Книга».