"Книга Пяти Колец" весьма высоко оценивается любителями восточного фехтования, как труд написанный одним из великих японских мастеров меча. По традиции, "Книга Пяти Колец" приписывается Миямото Мусаси, одному из великих японских фехтовальщиков, хотя никаких точных свидетельств тому нет вообще.
Вокруг Мусаси в разные времена создано множество легенд, большая часть которых не является истинными ни с какой стороны.
Причем часть из них культивируется и в наше время. Например, на обложке печатного издания "Книги Пяти Колец" изображен Мусаси, нападающий с мечом на старого мастера меча Цукахару Бокудэна.
Забавно, что в современном издании изображено легендарное нападение Мусаси на старого Бокудэна, с которым они никогда не встречались и не могли встречаться, потому что тот умер, за много лет до рождения Мусаси. Эта легенда к сожалению полностью выдумана поклонниками то ли Мусаси, то ли Бокудэна или ими всеми вместе.
Годы жизни Мусаси 1584 — 1645, годы жизни Бокудэна 1489 - 1571, так что тот умер, когда Мусаси не было еще и в проекте даже...
В этой легенде Мусаси подло напал на Бокудэна (вообще, подлое нападение со спины, из кустов, неожиданное, было в стиле Мусаси, большую часть своих побед он совершил вовсе не в рыцарских поединках), когда тот старый и немощный готовил себе обед на костре, и тот не напрягаясь отбил все его удары крышкой от котелка, вместо щита. Тут отлично показаны характеры обоих мастеров меча – старый, поседевший в сражениях Цукахара Бокудэн имея конечно возможность максимально жестоко осадить молодого наглеца (а Мусаси тогда был очень молод, даже в легенде), не делает никаких попыток того убить или просто победить в поединке на мечах. Он всего лишь просто отражает бешено сыплющиеся удары Мусаси крышкой котелка, отгоняя того как назойливую муху.
А сам Мусаси нападает на старого и больного человека, чтобы убить великого и самому стать великим, хотя бы так. Это характерно для Мусаси – убивать лучших, чтобы возвыситься самому. А Бокудэн уже к середине жизни не мчитал нужным проливать кровь, заканчивая битвы вообще без формаьлных поединков. «Победа без меча» – вот его девиз.
Посрамленный Мусаси удалился с позором, и в будущем уже не нападал на великих фехтовальщиков.
И замечу, таких мифических поединков в истории с Мусаси далеко не один – например, ему приписывали поединки с Ягю Дзубеем, с Ягю Мунэнори, отцом Дзубея.
Про поединок с Ягю Мунэнори ничего толком не известно. Формально, они могли встречаться. Оба остались живы. Уровень Мунэнори для Мусаси был запределен. Он к тому времени уже успел показать свое искусство сегуну Иеясу Токугава, и стал его личным учителем меча. Он обучал наследников самого Токугава и даже его внука мастерству владения мечом, был начальником всей службы разведки сегуната Токугава, в его подчинении были шпионы, доносчики всех мастей и масса синоби из Ика и Кога. Сомнительно, чтобы такой человек принял вызов, от какого-то безвестного Мусаси.
Что касается встречи Миямото Мусаси с Ягю Дзюбеем, одноглазым великим мастером меча и сыном Ягю Мунэнори, то она была описана. Оба мастера меча встретились, поклонились друг другу, пошли в придорожный трактир, играли в Го (японский вид шашек) до поздней ночи и пили сакэ.
Причем победа никем не была одержана в Го, итогом была ничья. После игры они вышли из трактира, молча, поклонились друг другу и разошлись в разные стороны. Более они никогда не встречались.
В поединках Мусаси с мастерами меча вообще много пробелов, неточностей передергиваний.
И даже в известнейшей схватке с Сасаки Кодзиро много не ясного. Например, мало того, что сильно разнится описание - кто то пишет, что Мусаси нанес один удар, кто то пишет, что методично добивал упавшего Кодзиро, а по одной из версий Кодзиро вообще остался жив.
Такой сильнейший разнобой в описании делает даже эту схватку весьма мифологизированной.
Мы ничего точно о Мусаси не знаем.
Мы даже не знаем, из какой семьи он происходил - из простолюдинов или самураев низшего звена. Вообще-то ни одна точка зрения, ни разу не доказана.
Полное имя легендарного бойца – Миямото Мусаси но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин. Но в различных источниках 17-го века есть упоминания и о других бойцах с подозрительно похожими именами! Были и другие более-менее известные самураи, Миямото Мусаси но-Ками Ёсимото, Миямото Мусаси Масана, Миямото Мусаси но-Ками Гикэй и так далее, как минимум еще 8 имен!
Род Фудзивара в эпоху Нара и ранней Хэйян был очень знатен, они постоянно роднились с японскими Императорами, поставляя невест в императорский дворец. Но какое отношение он имеет к Мусаси - вообще не понятно. Видимо, это имя господина было даровано какому то из предков Мусаси кем то из боковой ветви Фудзивара, в благодарность за услуги – такие подарки самурай или князь иногда делал за какие-то заслуги – позволял своему вассалу носить свое имя. Дед его служил у князей Симмэн Ига-но-Ками Судэсиги, но служил ли у них же его отец и сам Мусаси - вообще не понятно, и потому о каком ронине Мусаси идет речь - не ясно в принципе. Чтобы быть ронином нужно иметь, а потом потерять господина, а был ли таковой у Мусаси мы не знаем.
Из мифологизированной истории Мусаси можно сделать вывод, что никакому господину он никогда не служил, а потому называть его ронином не представляется возможным.
Увы, образ Мусаси вырисовывается как полностью собирательный....
Где он мог выучиться писать, да еще и постичь основы культуры? Это приписывают, какому то бродячему монаху, но известно нам это из... ХУДОЖЕСТВЕННОГО романа о Мусаси. Романа, то есть выдумки. Никаких бродячих монахов в хрониках о Мусаси нет. Вообще говоря у Мусаси был дядя, монах одного из монастырей и возможно что грамоте научил его именно он. Но никаких точных сведений на этот счет нет.
Написал роман о Мусаси японский автор романист-историк Есикава Эйдзи. И в этом романе полно выдумок и натяжек. Ну, например, Есикава делает Мусаси крестьянским ребенком, хотя это вообще говоря не так. Он приписывает Мусаси неразделенную любовь к женщине, хотя Мусаси женщин чурался, и нет никаких сведений об его интересе к ним.
Вообще, нужно понимать, что все без исключения современные фильмы и сериалы о Мусаси сняты именно по мотивам романа Есикава, а вовсе не на основе реальных хроник. А потому являются вымыслом, часто уж совсем не соответствующим реальности.
Его называют ронином. Но позвольте, ронин - это самурай, потерявший своего господина, которому он КЛЯЛСЯ служить. Кому, и когда клялся Мусаси быть вассалом? Никаких сведений про это нет. Более того, честные самураи делали себе сеппуку после смерти своего господина, как не сдержавшие клятву защищать его ценой своей жизни. Ронин - звание вообще-то позорное, среди самураев.
Чтобы написать Книгу Пяти Колец, надо обладать какими-никакими познаниями в философии, литературе, военном деле, иметь возможность много читать. Что из этого умел Мусаси и когда он бы этому обучился? Мы понятия не имеем о том, когда и где он обучался. НИКАКИХ, подчеркиваю, никаких свидетельств в хрониках об этом нет.
Далее, якобы книгу он написал в последние годы жизни, когда с ним никто не общался и он жил в пещере отшельником.
Вы можете написать чернилами книгу в пещере? Это вам не в ноутбуке ее набивать. Это куча листков, красочки в баночках, кисточки, дождь и слякоть, сырость, листки рассыпаются, промокают, иероглифы расплываются на них.
Это 17 век, бумага не дешевая, кто и зачем приносил бы Мусаси в его пещеру груды бумаги, кто бы делал вычитку его писанины - или вы верите, что можно сочинить трактат набело?
Есть версия, что на самом деле Мусаси и не писал книги, он якобы диктовал ученику, Тэрао Магонодзе, единственному, кто выносил вонь его немытого тела. И тут нужно немного коснуться личности Мусаси как человека. Он обладал неуживчивым, вздорным, вспыльчивым нравом, и по молодости чуть, что хватался за меч. Личной гигиены Мусаси чурался. Не брился, не мылся, не стриг волосы, прикрывая немытыми и свалявшимися патлами свое лицо.
Мусаси не мылся годами, боясь воды и страдая то ли экземой, то ли последствиями врожденного сифилиса, отчего был покрыт коростой.
То есть то что мы имеем, это якобы записи разговоров с Мусаси - и что там от реального Мусаси, а что от его ученика, если конечно таковой был - мы не знаем.
Есть версия, что этим учеником был его якобы приемный сын. Опять же - версия замечу из ХУДОЖЕСТВЕННОГО романа Есикава.
История, как и положено в романе драматическая и слезливая. Шел Мусаси, увидел маленького воришку, пожалел, взял с собой, защищал и учил владению мечом. Ну... для романа годится, для жизни ни разу.
Во-первых, Мусаси жалостью не обладал. От слова совсем. Он без всякой жалости убивал детей и женщин, так что за его «подвиги» ему в прибежище отказали все монастыри как Киото, так и Нары, а это замечу, крупнейшие центры тогдашней духовной жизни Японии. С чего бы ему жалеть маленького бродяжку. Там более, ни до ни после, он ничем похожим не страдал.
Во вторых мы ничего не знаем про этого ученика.
Я если честно поставил бы на другое. В походе нужен был паж. Так удобнее. Так делали и ландскнехты. При этом паж выполнял кучу других вещей по обслуживанию своего господина, в том числе и сексуально обслуживал в походе. Ну, а за это получал какой никакой, но гарантированный кусок хлеба и определенную защиту.
В Японии того времени к этому относились философски и с пониманием, и я никогда не читал ничего про отношения Мусаси с женщинами. Слезливую историю его неразделенной любви из художественного романа Есикава и соответственно фильмов и сериалов - оставим для слезливых японских тинейжеров.
Ну а реальность такова, что никаких отношений с женщинами он не заводит. Дальше можно фантазировать в меру своей испорченности.
Сама Книга Пяти Колец - странное произведение, то ли полубиографическое, то ли вообще просто вымысел на пустом месте.
Описывая свою якобы жизнь, Мусаси пропускает часть вроде как признанных своих деяний, причем ключевых! Что любопытно, ни о знаменитой схватке с Сасаки Кодзиро, ни о расправе с семьей Есиока, в Книге Пяти Колец вообще не упомянуто!
Сама книга - сборник весьма спорных китайских мыслей о войне и военном искусстве, переложенная на японские реалии.
Многие российские «фехтовальщики», ни разу не беря, сей труд в руки, надрывно вещают, как они обогатились, прочитав эту в целом странную книгу.
Да неужели?!!! Это интересно ЧЕМ?
Вообще, эти трактаты что китайские, что японские больше философские выносы мозга, чем что то реально полезное. Ну, так этим грешат и современные авторы книг о фехтовании. Возьмем например книги Тышлеров, что отца, что сына и найдите в них что то, действительно полезное для фехтования, кроме весьма наукообразных философских и около фехтовальных наставлений. Как бы там ни было, научиться фехтовать по ним нельзя.
В этом плане труд Мусаси ничем от современных авторов не отличается. Там нет фехтования, там сплошная философия. Чем она могла бы помочь японскому мечнику времен Токугава - бог весть. Это притом, что сам то Мусаси ничуть не следовал правилам буси-до, делая как раз ровно наоборот - убивал детей, нападал подло из засады, бил в спину и т.д.
Так что его рассуждения о пути самурая - в сущности, сплошное лицемерие. Но замечу, справедливости ради, что точно так же поступали все самураи того времени, жалость к слабому они никогда не испытывали, и потому рассуждая о справедливости понимали ее весьма своеобразно с точки зрения современного человека.
Сомнительна и полезность Книги Пяти Колец с точки зрения получения каких то знаний о владении мечом.
Ну, вот например, его пассаж про двуручный меч:
"Если держишь меч двумя руками, сложно свободно направлять его направо и налево, так что мой метод — держать по мечу в каждой руке. Это правило не относится к громоздкому оружию, такому как алебарда или копье, но меч и меч- компаньон можно держать одной рукой. Тяжело держать меч двумя руками, сидя в седле, или когда бежишь по неровной дороге, болотистой местности, грязному рисовому полю, каменистой почве, или когда действуешь в толпе.
Длинный меч в обеих руках — не истинный Путь, ибо такая позиция мешает тебе пустить в дело лук, копье или иное оружие."
Тут все удивляет. Сложно направлять меч, держа его двумя руками? Правда? А это точно писал мечник, умеющий виртуозно якобы владеть мечом? Это что - мысли Мусаси?
Ну... вот современное фехтование с этими высказываниями не согласится ни разу...потому что они ЛОЖНЫ, от начала и до конца.
А его рассуждения про езду на лошади, их в Книге Пяти Колец достаточно много, и многие из них весьма практичны. Но следует задать вопрос - а Мусаси на лошади то сам ездил? Он умел ездить верхом? Когда, где, у кого он научился? И когда только нищий ронин успел научиться верховой езде - искусству скажем прямо, не дешевому, в феодальной Японии. Тогда его весьма пространные рассуждения об управлении лошадь, о единении с животным, о том что разум коня и всадника должен слиться для уверенной конной езды по сложным дорогам и даже ступеням храмов – есть там такой отрывок – это его рассуждения или просто переписывание чужих мыслей?
В общем Книга Пяти Колец вызывает больше вопросов, чем ответов.
И приписывать ее Мусаси нет никаких оснований. Скорее всего, это труд компиляционный, составленный после Мусаси кем то кто хотел примазаться к его имени, причем, судя по тексту весьма с сомнительными знаниями в фехтовании как таковом. Да и сам Мусаси - образ, скорее всего собирательный.
Наш сайт, посвященный японскому фехтованию http://katanaclubmaster.com
Наш сайт, посвященный занятиям Спочан - спортивной чанбарой.
http://chanbara-rus.com
#katanaclub #самураи #япония #катана #спочан #спортивнаячанбара #чанбара#катана #фехтование #фехтованиемеч #японскиймеч #katana #samurai#japansword #samuraisword #рубкамечом #рубкакатаной#японскиемечи#самураи #мечикатана #мечсамурая #катанасамурая #мусаси#мусаши #миямотомусаши #миямотомусаси #дуэльмусаси #дуэльмусаши#книгапятиколец