Найти в Дзене

<<Накрытый стол>> своими руками

В предыдущем выпуске был описан голландский цветочный натюрморт. Пришла очередь до натюрморта съедобного. Итак как за (пятьдесят) пять минут составить голландский натюрморт вида banketje (накрытый или сервированный стол).

Итак, обо всем по порядку.

Для этого вам понадобиться: беркемайер, рёмер, тацца, пас-бокал или флёйт-бокал, ослепительно-белая скатерть, три головки сыра разного размера и цвета, сливочное масло, одна или несколько булочек или кренделей, ягодный пирог, оливки, лимон, нож, кулек с перцем, серебряная солонка, нож, несколько серебряных тарелочек, стена буро-неопределенного цвета, помещение с окном и стол. Если ваше материальное положение выше среднего, то можно добавить, устриц, омара, серебряную солонку, кувшин, венецианский бокал.

Сначала находим помещение с одним окном и стенами неопределенного бурого цвета. Фоновая стена либо темнее чем любой из предметов, либо в похожей тональности. Важно чтоб она не привлекала к себе внимание. Стена как стена, ничего особенного. Главное на столе.

В помещении должно быть окно (источник света), которое будет располагаться сбоку от композиции, вне границ композиции. Свет падает сбоку и чуть сверху. Стол на котором будет расположена композиция придвиньте вплотную к стене и накройте белой скатертью. Если предметов много расположите их в центре, если же мало - сместите всё ближе к углу стола.

Определитесь, что это будет - "накрытый стол" сервированный и готовый к тому, что ваши невидимые гости сейчас сядут и приступят к трапезе. Или же это картина закончившейся только что пирушки, с остатками еды. Решили? Кто ваши "гости": зажиточные горожане или скромные крестьяне или ремесленники? Это определит, что именно появится на столе. Теперь подготовим реквизит. В процессе мысленного подбора реквизита решите какие цвета будут преобладать в вашей композиции. Пестрота не возбраняется, но единый колорит смотрится интереснее. Об этом чуть позже.

Успех и скорость выставления композиции зависит от того насколько детально вы продумали сюжет. Он должен быть готов и продуман до того как вы подойдете к столу иначе на передвижение и перестановку предметов может уйти несколько часов, или дней..

Беркемайер (от нем. Berkemeyer) - стеклянный бокал для вина, с цилиндрическим основанием и чашей в виде перевернутого конуса. Основание обычно украшалось сферическими выпуклостями - буклями, напоминающими ягоды винограда.

Типичный беркемайер:

Питер Клас. Натюрморт с селедкой
Питер Клас. Натюрморт с селедкой

Рёмер (нем. Römer) . Почти то же самое , что и беркемайер, но чаша имеет вид бочки. Оба бокала изготавливали из зеленоватого или дымчатого стекла. Налейте в бокал вина, до половины.

А вот и рёмер:

Питер Клас. Натюрморт с рёмером и устрицами. 1642
Питер Клас. Натюрморт с рёмером и устрицами. 1642

Тацца (итал. tazza) - плоская чаша на высокой ножке, чаще всего изготовленная из серебра, для подачи на стол фруктов свежих или маринованных. Изначально появилась в Италии. Кстати, данный вид посуды, также был известен и в России XVII века и назывался "разсольник", предназначался для подачи моченых и маринованных фруктов в "рассоле". Таццу опрокиньте. Так она будет смотреться наиболее удачно.

Питер Клас. Натюрморт с серебряной таццей.
Питер Клас. Натюрморт с серебряной таццей.

Мерный или пас-бокал - Высокий граненый стеклянный бокал с нанесенными горизонтальными делениями. Предназначался для отмеривания объемов жидкости. Поставьте его в воображаемом "центре" композиции, как вертикальную доминанту. Визуально данный высокий объект будет делить композицию на две (скорее всего) неравные части. Обе части должны как-то уравновешивать друг друга. Придумайте как.

Ян ван дер Вельде. Натюрморт с пассбокалом
Ян ван дер Вельде. Натюрморт с пассбокалом

Венецианский бокал. Пожалуй, еще выше чем мерный, в форме перевернутого конуса с малым основанием на тонкой высокой ножке, которая украшена двумя завитками в виде стилизованных морских коньков. Поставьте этот бокал на стол первым и выстраивайте всю композицию вокруг. Высшая его точка будет вершиной треугольника в основании которого будут расставлены остальные предметы составляющие композицию.

Якоб ван Валскапелле. Натюрморт с фруктами и орехами.
Якоб ван Валскапелле. Натюрморт с фруктами и орехами.

Если на столе есть бокалы, значит должны быть сосуды из которых в них наливается вино, если изображается трапеза богатая или пиво, если натюрморт скромный. Обычно в Голландии вино к столу подавали в металлическом сосуде с крышкой и изогнутым носиком напоминающем современный кофейник, пиво же в глиняном кувшине.

Сырные головы положите друг на друга в виде пирамиды. Масло сбейте в форму полусферы и положите на небольшую тарелочку, которую можно положить на пирамиду из сыров. Оливки положите в фарфоровую тарелки, а устрицы на плоское серебряное блюдо, сельдь порежьте на небольшие кусочки, расположив на маленькой тарелке, рядом положите целую рыбину. Лимон слега очищаем, отрезаем пару долек, кладем на серебряную тарелочку. Недочищенная шкурка свободно свисает со стола или лежит рядом.

От пирога отрежьте небольшой кусочек, чтоб стало понятно что у него внутри. Пирог поставьте ближе к центру. Он ничуть не менее важен чем сыр.

Флорис ван Схотен. Мясной пирог, хлеб, масло, сыр и оливки со стеклянной посудой
Флорис ван Схотен. Мясной пирог, хлеб, масло, сыр и оливки со стеклянной посудой

Итак, традиционная закуска обычного голландца - сыр, масло, хлеб, сельдь, пиво в кружке или бокале, оловянные или глиняные тарелки.

Зажиточный горожанин может себе позволить еще и оливки, устриц, кусок окорока, экзотические фрукты, вино, и все это на серебряной посуде или китайском фарфоре. Не смешивайте и то и другое в одной композиции.

 Клара Петерс. Натюрморт с крабом, креветками и омаром:
Клара Петерс. Натюрморт с крабом, креветками и омаром:

В центре композиции у дальнего края стола установите пирамиду сыров. Или высокие бокалы. Остальные блюда расставьте вдоль дальней кромки стола, так чтобы слева и справа было примерно всего поровну. Предметы не перекрывают друг друга. Тени от предметов не скрывают другие объекты. Расстояния между блюдами разные. Ближе к центру поставьте бокалы. На передней части стола расположите мелкие предметы - солонку, маленькие тарелочки с едой или дольками фруктов, нож ручка которого слегка выступает за край стола, кулек с перцем.

Пустое пространство заполните орехами, отдельными ягодами, выкатившимися из кулька горошинами, пустыми скорлупками. Помните, все хорошо в меру.

Отойдите и осмотрите на то что получилось. Уберите лишнее.

Если свет слишком яркий и тени слишком резкие, прикройте окно занавеской, свет станет рассеянным, тени станут мягче, блики на стекле станут менее резкими.

Обратите внимание на рефлексы которые отбрасывают предметы друг на друга. Ярко красное яблоко отражается в серебряном блюдце. В стекле бокала отражается рядом лежащая слива, вот и синее пятнышко. Посмотрите внимательно как эти цвета сочетаются с общим колоритом композиции. Отойдите на пару метров прищурьтесь и посмотрите сквозь прикрытые ресницы, какой общий цвет у вашей композиции. Нравится?

Питер Клас. Натюрморт с лобстером и крабом
Питер Клас. Натюрморт с лобстером и крабом

Добавьте контрастов. Много высоких предметов? Положите нечто плоско. Много блестящего? Добавьте шероховатого и мутного. Общий колорит холодный (сине-серо-голубоватый)? добавьте теплый акцент (желтый лимон, красную ягоду). Много круглого? Добавьте нечто квадратное или угловатое. Контраст всегда приятен глазу, т.к. не дает ему устать от слишком однообразной картинки.

Посмотрите не пустОты. Не слишком ли их много? Подвигайте предметы. Добавьте мелкий предмет. Слишком много пустой стены? Бросьте на нее пятно света.

Вот что должно (примерно) получиться:

Флорис ван Дейк. Натюрморт с сырами. 1615
Флорис ван Дейк. Натюрморт с сырами. 1615

Выйдите из комнаты. Пусть глаз отдохнет и посмотрит на что-то совсем другое, другого цвета, другого вида... Вернитесь через несколько минут и посмотрите на свою композицию. Вам нечего добавить или убавить?

Поздравляю, Ваш натюрморт готов! Немедленно запечатлейте его.