Найти тему
Новосибирский Журнал

Шашечки. Часть 2. Городские пятаки таксистов СССР

В наши онлайн времена приложений для вызова такси - в это трудно поверить, но 95% такси в времена СССР находили на улицах. В советское время вызвать такси, например в Новосибирске было почти нереально. Существовала программа социального такси, но она как правило работала через пень-колоду.

-2

Если нужно было поймать такси, то люди останавливали либо проходящее пустое такси по улице (если на лобовом стекле не было таблички "В парк", "Конец смены" и горел зеленый огонек в верхней части лобового стекла, что значило "Свободен"), либо подходили на определенные места стоянок такси. Они были по всему городу. Например, у Новосибирского театра Музыкальной комедии находилась табличка "Стоянка такси - 2 автомобиля". Эти стоянки постоянно проверялись как инспекторами таксопарка, так представителями комитета по городскому транспорту. Если количество машин превышало - проверялись путевые листы автомобилей, где была указана стоянка автомобиля. Нарушивший место стоянки подвергался штрафу.

-3

По доходности все эти места-стоянки для заработка конечно же очень сильно разнились. На сленге таксистов СССР, и Новосибирска тех времен - такие стоянки назывались - "Пятаки". Потом это слово перешло в слэнг бомбил и колымщиков 90-х годов, и сегодня некоторые представители частного извоза называют подобные места стоянки - "Пятаками". Самыми прибыльными были места стоянки на площадях около гостиниц, рынков, аэропортов, автовокзалов и железнодорожных вокзалов. Работали на таких "пятаках" так называемые "старики". Просто так попасть на такую стоянку было невозможно. Потому что чтобы попасть на такое нужно было "подогревать" диспетчера, начальника смены, начальника колонны. Стоимость такой оплаты зависела от доходности места.

-4

О таком состоянии дел при распределении мест стоянок такси, руководство советских таксопарков конечно знало, но это была хорошо отлаженная схема распределения и на это просто закрывали глаза. Интересный факт - на многих подобных стоянках, были размещены информационные щиты с стоимостью услуг - стоимость проезда, стоимость провоза багажа, стоимость "холостого пробега" (грубо говоря ожидания". Суммы для советского человека были терпимые, от 25 копеек до рубля. Но дело в том, что по подобным тарифам ни кто не работал. И если попадался какой правильный и ретивый пассажир, его везли по указанному тарифу - но накидывали дополнительную стоимость на посадку, на дополнительный вес багажа, везли медленно и окольными путями (а в это время счетчик стоимости проезда естественно тикал) и в результате гражданин платит даже в два-три раза больше, нежели бы поехал по теневому тарифу таксиста. В середине 90-х в связи с появлением большего количества частников, которые начали заниматься частным извозом, появлением частных таксопарков эти места стоянки такси потеряли актуальность. Но у самих этих "пятаков" появились новые хозяева и об этом я расскажу в другой раз.