Видеограф Яна Сосновская о том, как выйти на профессиональный уровень в создании видео.
Предпродакшн
В предпродакшн входит вся подготовка и планирование, которые идут непосредственно перед съемкой. Предпродакшн стоит разбить на несколько частей, так будет легче следить за процессом подготовки в каждом из них.
Идея первостепенна. Позднее она, как правило, эволюционирует в сценарий. Если проект документальный, то сценарий не обязателен, но законченная идея и ответ на вопрос, о чем собственно фильм, прорабатываются в первую очередь.
Определитесь с хронометражем видео. Это напрямую повлияет на длительность подготовки и, соответственно, на съемочный процесс и бюджет проекта. Советую новичкам начать с самых простых, коротких форматов. Не пытайтесь уложить тему полнометражного фильма в короткий ролик. Попробуйте сделать видео на 90 секунд классным.
Для первого видео лучше выбрать одну эмоцию или очень простую ситуацию. Не думайте, что классный сценарий это насыщенный событиями сюжет. Часто — ровно наоборот. Я научилась этому через свою дипломную работу, когда развивала идею и писала сложный сценарий несколько месяцев, долго создавала внутренний мир героя и рисовала раскадровки, а на финальном просмотре у зрителя было ощущение стробоскопа: никто ничего не понял.
Выбор места или локации. Убедитесь, что с точки зрения закона можно снимать там, где вы хотите. Например, в московском метро снимать без разрешения можно только без штатива, группой до 10 человек. Если вы хоть немного похожи на профессионала — к вам подойдет полиция и попросит предъявить разрешение. Такое разрешение обычно выдается несколько недель.
Если разрешение все-таки есть, то учитывайте количество людей в публичных пространствах. Допустим, вам в кадре нужны пустынные улицы — не надейтесь отловить момент в час пик, когда поток людей вдруг уменьшится. Скорее всего, вы просто сорвете съемку: придется искать другую локацию и, скорее всего, другой день.
Обязательно проверяйте погоду на день съемки, если планируете снимать на улице (на языке кинематографистов — экстерьер). Cмешной пример — морозный пар изо рта актера во время летней сцены. Но и этого можно избежать: подержать лед во рту, не дышать во время диалога, или прибегнуть к помощи компьютерной графики (CGI). Я все же советую не издеваться над актерами и не пытаться снять теплый июль в морозном декабре. Если съемка все же приходится на холодное время года, помните, что 10−12 часов на улице в минусовую погоду — это не короткий спринт от машины до кафе. Понадобятся много слоев одежды и термос. Лайфхак всех кинематографистов — походные согревающие стельки для рук и ног (продаются во всех спортивных магазинах).
Думайте об арт-дирекшне. Представляйте, как та или иная стена будет смотреться в кадре. Будет ли интерьер сочетаться с костюмами. Должно ли окно быть открыто, если съемка зимой. Сколько времени на часах, если они в кадре. Пространство и костюмы влияют на подсознание зрителя — передать смысл или настроение можно через неочевидные сигналы. Поэтому арт-дирекшн носит не только эстетическую задачу, но и смысловую. Рекомендую внимательно посмотреть фильмы Уэса Андерсона, его арт-дирекшн наиболее нагляден.
Решите без каких людей в команде вам точно не обойтись. Костюмы, грим, техника (камера и свет, если требуется), звук (если есть диалоги), реквизит. Актеры, творческие департаменты, оператор, монтажер, менеджер. Все это надо спланировать заранее.
Сроки и бюджет. Съемочная смена длится 12 часов. В среднем в большом кино снимают 2−4 минуты готового материала за смену. В сериалах иногда доходит до 15−20. Новичкам я бы советовала остановиться на 90 секундах. В документальных жанрах возможно снять больше, но помните, что снимается материала всегда гораздо больше, чем идет в монтаж.
Режиссерский предпродакшн. Сюда входят работа с оператором над раскадровкой и репетиции с актерами. Режиссер с оператором выбирает локацию, время суток и продолжительность видео. Исходя из этого создают вместе раскадровку. Выбор камеры, художественных приемов, ракурсов, съемочной техники — все это будет отражено в раскадровке, которую вся остальная команда будет использовать, как инструкцию.
Попробуйте экспериментировать с камерами и форматами (даже в рамках одного видео). Есть приложения, которые упрощают процесс создания раскадровки, но я лично до сих пор рисую палочками и кружочками — от руки или, как говорят кинематографисты, «на огурцах».