Найти тему

Парализованные люди обрели реальный шанс вновь встать и пойти

«Это как смотреть салют, только внутри себя», — так описывает свои первые шаги Томас Келли.

После того как внедорожник перевернулся вместе с Томас Келли в 2014, она решила, что никогда больше не сможет ходить. Теперь, благодаря импланту спинного мозга Junior, Томас может самостоятельно ходить.

Источник: Университет Луисвилля
Источник: Университет Луисвилля
Впервые кто-либо смог ходить с полным повреждением спинного мозга

Для почти 1,3 миллиона человек в США, парализованных из-за травм спинного мозга, появилась надежда что возможность стоять и ходить даст большую независимость, улучшит кровообращение и плотность костей и стимулирует сердечно-сосудистую систему.

«Не существует реального курса лечения для людей с этой травмой», — говорит Сюзан Харкема, помощник директора Кентуккийского Исследовательского Центра Нейрохирургии Университета Луисвилля и главный автор журнала New England Journal of Medicine.

Томас было 19 лет, когда ее внедорожник вылетел с обочины. Она не справилась с управлением и автомобиль перевернулся. Томас ударилась головой о крышу и повредила позвоночник.

Она подала заявку на участие в исследованиях Университета Луисвилля и в ноябре 2016 ей позвонили с предложением. Была одна загвоздка: для участия необходимо было сделать операцию по имплантации «Junior». Томас разрывалась. В это время она занималась интенсивной физиотерапией и уже могла стоять. «Я не хотела потерять все, над чем я так упорно трудилась», — рассказывала она.

Junior это Нейростимулятор, созданный компанией Medtronic и одобренный FDA для избавления от боли. Может звучать немного странно: использовать устройство для управления болью, чтобы восстановить возможность ходить. Однако исследования на животных показали, что крысы с поврежденным спинным мозгом могут вновь научиться ходить благодаря тренировкам, лекарствам и спинномозговой стимуляции. И парализованные люди благодаря стимуляции могут лежа делать похожие на шаги движения. Это намекает на то, что части спинного мозга, отвечающие за ходьбу, могут все еще работать в этих пациентах.

Источник: Университет Луисвилля
Источник: Университет Луисвилля

Исследователи все еще изучают то как все это работает. Одна из теорий говорит о том, что после травмы, нейронная сеть может потерять электрический заряд и информацию, которую она получает из мозга, при этом какие-то слабые связи могут по-прежнему оставаться. И вот как раз то, где стимулятор применяется: идея состоит в том, что это, по сути, заряжает спинной мозг, так что, вместе с практикой и тренировками, тело Томас может заново научиться ходить.

При помощи пульта ДУ Томас через кожу контролирует стимулирующее устройство в своем животе. «Мне нужен пульт управления для того чтобы включить и выключить себя и когда я выключена, я полностью парализована, — говорит она. — Как только оно включено, я могу топать, ходить, шевелить пальцами ног. Я могу делать в общем-то, все, что угодно».

«Сложность заключалась в том чтобы научиться пользоваться стимулятором», — рассказывает Томас. Ей пришлось сильно сосредоточиться на движениях ног. «Это не легкий путь. Не получится просто включить устройство и сразу вернуться в состояние как до травмы», — говорит она. — Необходимо было вновь понять как работать со своим телом». Спустя месяцы обучения и тренировок, она сделала свои первые самостоятельные шаги в феврале 2018-ого.

«Я посмотрела на тренера и начала плакать», — рассказывает Томас о том знаменательном дне.
Источник: Университет Луисвилля
Источник: Университет Луисвилля

«Технология не работает одинаково хорошо для всех: двое других участников исследования так и не научились ходить, хотя теперь они могут стоять, держать корпус вертикально, и передвигать ногами. Но даже ограниченная возможность ходить дает преимущества. Впервые кто-либо смог ходить с полным повреждением спинного мозга», — говорит Харкема. Команда планирует запустить масштабные исследования, чтобы узнать, почему эта технология так хорошо работает для одних, но хуже для других. Возможно разница в типах травм, режиме тренировок или стимуляции.

Однако прежде технология должна стать более удобной в использовании. Сейчас контроллеры управляются рукой, но ее функции могут быть ограничены спинномозговыми травмами, в зависимости от места расположения травмы.

Ключевой шаг — сделать стимуляторы с голосовым управлением. «Это осуществимо, но необходимы инвестиции из технологического сектора, над которым у исследователей нет власти», — делится Харкема.

Сейчас Томас вернулась домой, живет со своими родителями и учится уголовному праву в Колледже Центральной Флориды. Она может ходить с ходунками, при условии что стимулятор включен. «Если я наклонюсь слишком глубоко вперед, я могу упасть,»— говорит она. — Моя следующая цель — понять как удержаться если я начинаю падать и отказаться от ходунков».