При оформлении кредита банки обычно навязывают услугу страхования, которая обходится недешево. Разберемся, в каких случаях страхование необходимо, а когда от него можно отказаться.
Обязательная страховка
Есть только три случая, в которых страховка обязательна:
- Ипотека — нужно страховать жилье;
- Кредит с залогом имущества — залог надо застраховать;
- Ипотека по программе господдержки — страховка жизни.
В остальных случаях оформлять ее необязательно.
Почему банк требует страховку
Банкам выгодна страховка кредита — она дает дополнительные гарантии выплаты. Кроме этого, кредитные учреждения получают деньги за эту услугу.
Если банк настаивает на страховке, посмотрите расценки на нее в других компаниях. Вы можете заплатить в несколько раз меньше за эту услугу.
Помните: банк не может требовать от вас оформить страховку, кроме трех случаев, указанных выше. В остальных ситуациях от услуги можно отказаться. Ссылайтесь на Федеральный закон N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Если банк отказывается принимать другую страховку
Бывают случаи, когда заемщик оформляет страховку в аккредитованном банком учреждении, а в банке ее все равно не принимают. Если это ваша ситуация, ссылайтесь на постановление правительства РФ № 386 и Федеральный закон N 135-ФЗ «О защите конкуренции». В них говорится о праве выбора страховой фирмы для заемщика.
Как избежать ненужного страхования
Внимательно читайте банковские договоры кредитования. Представители финучреждения могут не сообщить о страховке, которая включена в кредит. А если вы подпишете документ, где указано, что вы согласны на страховку, доказать что-то потом будет сложно.
Помните, что страховка повышает переплату по кредитам. Вчитывайтесь в кредитный договор, а еще лучше — придите с юристом. Он поможет избежать оформления ненужных услуг.
Если представители банка настаивают на обязательности страховки, ссылайтесь на Федеральный закон N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Если банк отказывается выдавать кредит без страховки
- Обратитесь в другое отделение банка. Возможно, его представитель может предложить другой вариант без страховки.
- Напишите претензию в банк. Ссылайтесь на законодательство и требуйте письменного обоснования отказа. Оставьте себе один экземпляр обращения с подписью банковского работника, который его принял.
- Оставляйте отзывы в интернете. Это может сработать: банк, беспокоящийся о своей репутации, сделать все для решения конфликта.
- Если банк дал ответ на руки, можно обратиться в Федеральную антимонопольную службу, Роспотребнадзор или интернет-приемную Банка России. В последней можно оставлять жалобу в электронном виде.
- Выберите для кредитования другой банк. Задумайтесь, внушает ли вам доверие организация, навязывающая ненужные дорогие услуги.