Как работает восприятие человека в стрессовой ситуации? Можно ли верить воспоминаниям очевидцев, и как историку восстановить объективную картину событий? Читайте отрывок из книги Дмитрия Жукова и Ивана Ковтуна «Бургомистр и палач».
Это отличная иллюстрация работы историков с воспоминаниями. Авторы исследовали ход боя 8 января 1942 года, когда при нападении партизан на Локоть был уничтожен Константин Воскобойник, создатель фашистской Народной Социалистической Партии России "Викинг" ("Витязь"), на которого немцы возлагали большие надежды.
Слово авторам.
Бой за дом Воскобойника является одним из самых запутанных моментов в истории с нападением на Локоть. Высказываются разные версии в отношении того, кто конкретно сделал тот самый выстрел, который унес жизнь бургомистра. По утверждению Сабурова, через десять минут после того, как группа Кузьмина смогла прорваться к дому, к нему прибежал связной и доложил о ранении Воскобойника, – его срезала очередь Алексея Дурнева. Это произошло, когда бой за казарму был в самом разгаре.
По словам Богатыря, который поддерживает версию Сабурова, Воскобойника ранили, когда была отбита первая атака подкрепления из Брасово и началась вторая. Лидер НСПР открыл дверь дома и обратился к партизанам: «Вы окружены со всех сторон, выхода нет, сдавайтесь». После этого его подстрелили бойцы из отряда Дурнева. Потом партизаны услышали «глухой стон и испуганный крик: “Константин Павлович ранен”» .
Бывший партизан Ляпунов описывает этот эпизод так: «Во время перестрелки мы видели, как из дома, где жил Воскобойник, на веранду вышел кто-то и крикнул: “Не сдавайтесь, бейте их”. Рядом со мной лежал на снегу и вел огонь из ручного пулемета мой односельчанин Миша Астахов. Я обратил его внимание на веранду и сказал, чтобы он повернул пулемет туда. После второй короткой очереди мы услышали на веранде падение тела и возню людей. Как раз в этот момент усилился огонь противника, и это отвлекло нас от дома Воскобойника».
У Емлютина, который сам не принимал участие в операции, мы находим такое описание боя:
«На крыльце дома появился Воскобойник, он кричал:
– Не сдавайтесь! Уничтожайте лесных бандитов!
Партизан Ляпунов подбежал к пулеметчику Михаилу Астахову и попросил, задыхаясь:
– Миша! Поверни пулемет! Чесани по предателю!
Короткой очередью Астахов свалил подлеца».
Еще одну версию гибели бургомистра высказал начальник штаба брасовского отряда «За Родину» М.В. Балясов: «Группа автоматчиков под командованием товарища Малышева подошла к квартире бургомистра Локотского округа Воскобойник-Земля. Партизан Малышев, до войны знавший Воскобойника, постучал в дверь и, назвав его по имени и отчеству, попросил выйти в коридор. Бургомистру показалось, что партизаны пришли сдаваться, обрадованный он поспешно распахнул дверь и выскочил в одном нижнем белье: “Доходился, бандит, пришел… Ну, кладите оружие и сдавайтесь по одному” [учитывая то, что Малышев буквально накануне отказался от сотрудничества с Воскобойником, был приговорен за это к расстрелу и затем сбежал, реакция бургомистра вызывает большие сомнения. – Прим. авт.].
Не отвечая иуде-бургомистру, товарищ Малышев нажал на спусковой крючок автомата, раздался выстрел – Воскобойник покачнулся и, хватаясь руками за стену дома, грузно опустился к ногам партизана. Через час он умер на операционном столе. Так был уничтожен этот подлый предатель». Следует отметить, что историк М.В. Рябоконь, который в своей статье ссылается на эти же слова Балясова, искажает текст документа, добавляя от себя, что бургомистр был «пьян», «дышал перегаром», что Малышев постучал «в дверь хаты», а не квартиры. Кроме того, Рябоконь не приводит текст воспоминаний Балясова полностью. Этот текст – при сопоставлении с другими источниками – оставляет множество вопросов и вызывает сомнения относительно достоверности слов партизанского командира . В частности: что мешало Малышеву добить Воскобойника или взять его в плен, если он «грузно опустился к ногам партизана»? Тем более известно, что перед партизанами стояла задача «подобраться к дому и постараться взять живыми или уничтожить новоявленных руководителей гитлеровского “порядка”».
Наконец, еще одна версия представлена в воспоминаниях М.Ф. Ковалева, который, впрочем, в штурме не участвовал: «Малышев со своим взводом поспешил к зданию управы. Предполагая, что в такой ранний час Воскобойника там может не оказаться, он послал 5 человек к нему на квартиру. Но когда взвод вплотную подошел к зданию управы и начал ее обстрел, дверь главного входа открылась. На крыльцо с пистолетом в руке выскочил Воскобойник, а за ним еще несколько человек. Воскобойник увидел Малышева. На мгновение он растерялся от неожиданности, их взгляды встретились. Воскобойник вскинул пистолет, но выстрелить не успел. Палец руки Малышева уже нажал на спусковой крючок автомата. Воскобойник вскинул руки, постоял немного и рухнул на крыльцо. Его безжизненное тело покатилось вниз по ступенькам. Трое из его охраны были тут же убиты, двое взяты в плен».
На фото:
1. Штурм поселка Локоть объединенными партизанскими отрядами. 8 января 1942 г
2. Один из предполагаемых ликвидаторов Воскобойника, брасовский партизан А.А. Малышев, до войны — завуч лесохимического техникума, позднее — комиссар бригады «За Родину». Послевоенный снимок
3. Один из предполагаемых ликвидаторов Воскобойника, трубчевский партизан А.Н. Дурнев, позднее — комиссар отряда им. Сталина. Послевоенный снимок
4. Статья, посвященная Воскобойнику и Каминскому. Газета «Голос народа». 1 ноября 1942 г