«Раньше город приходил к нам, а теперь мы начали выходить в город»
Общественный коворкинг «Открытое пространство» в Санкт-Петербурге давно перестал быть просто площадкой для проведения мероприятий. Сегодня это — хаб для гражданских активистов, где аккумулируются идеи и создаются новые проекты. Координатор «Открытого пространства» Илья Ершов рассказал журналистам SALT.ZONE, как и когда появилась идея открытия коворкинга, за счет чего он существует и почему назрела необходимость расти и расширяться — как в квадратных метрах, так и географически.
____________________________________________________________________________
Про идею, которая витала в воздухе
«"Открытое пространство" возникло на базе движения «Наблюдатели Петербурга». Все началось зимой 2011−2012 годов, когда большое количество независимых наблюдателей пошли на выборы президента. То, что они там увидели, настолько им не понравилось, что они решили если не изменить весь мир, то хотя бы поменять что-нибудь вокруг себя.
В то время в Петербурге стало возникать огромное количество неформальных инициатив в очень разных сферах — это и экология, и благоустройство, и помощь мигрантам… Но оказалось, что в Петербурге, несмотря на обилие антикафе и других подобных мест, не было площадки, где можно безопасно, спокойно и бесплатно встречаться. Фактически идея «Открытого пространства», как некоего общего дома для гражданских активистов, витала в воздухе. И в августе 2012 года мы наконец-то появились. Арендовали в центре города и недалеко от метро помещение, которое занимаем уже шесть лет.
Так как "Открытое пространство" — это инициатива не сверху, а снизу, нам не пришлось специально оповещать людей о своем открытии. То есть это был ответ на общий запрос разных проектов о регулярном месте для встреч. А дальше в ход пошло сарафанное радио».
Про краудфандинг
«Одна из сложностей, с которой мы столкнулись и которая актуальна для нас до сих пор, это сбор денег. Сначала мы пробовали заниматься фандрайзингом. У нас была девочка, которая ходила к разным бизнесменам и обговаривала с ними необходимость существования «Открытого пространства». Но как-то не пошло. Деньги мы собирали, но очень медленно.
В итоге мы перешли на модель краудфандинга — решили, что будем обращаться к людям, которые так или иначе знают нас и готовы поддержать. В этом случае речь идет уже не о каких-то пожертвованиях, а о помощи друг другу. Это сработало. В сентябре мы запустили шестую краудфандинговую кампанию. Предыдущие пять были очень успешны, мы собирали даже больше, чем планировали».
Про хаб для активистов
«Если говорить о том, что происходит у нас сегодня, то это, по большому счету, такой хаб гражданских активистов. То есть любой гражданский активист, гражданский проект, НКО может прийти в „Открытое пространство“ и бесплатно организовать любое мероприятие, которое посчитает нужным. Мы со своей стороны готовы помочь с информационной поддержкой, участниками и так далее.
Люди, которые приходят в „Открытое пространство“, знакомятся с разными проектами и могут так или иначе поучаствовать в них. У нас есть положительные примеры, когда движения и другие общественные сообщества развивались именно по такой схеме: к нам приходили посетители, находили какой-то интересный для себя проект и присоединялись к нему в качестве волонтеров. Так, например, произошло с „Группой помощи задержанным“. Поэтому — хаб.
Важно понимать, что в Петербурге „Открытое пространство“, к сожалению, остается пока единственным тематически не ограниченным местом, где активисты могут провести какое-либо мероприятие. Мы рады любым проектам: и правозащитным, и экологическим, и градозащитным. Например, в „Открытом пространстве“ расположена единственная в России феминистская библиотека. То есть круг тем у нас очень широкий. Единственное, что мы ограничиваем, это политический активизм.
Попасть к нам очень просто — можно позвонить, можно записаться через Telegram. Для того, чтобы люди могли определиться с датой, у нас есть специальный календарь, где отображаются возможные варианты. Он находится в открытом доступе для всех. Когда мы получаем сообщение, мы проверяем, нет ли бронирований на этот день, и если все нормально — записываем. Если мероприятие не закрытое, и человек готов давать анонс, мы его пишем и размещаем в наших постах и пабликах. Вот так это работает».
Про выход в город
«Раньше город приходил к нам, а теперь мы наконец-то начали выходить в город. Например, в сентябре, к юбилею Всеобщей декларации прав человека, мы провели первый городской уличный квест на правозащитную тему. Такого в Питере еще никто не делал. Мы взяли за основу экскурсии по протестным местам города, собрали разные точки, связанные с нарушениями прав человека, и привязали их к той или иной статье декларации. Сложность была в том, что таких мест оказалось очень много, и мы провели безумное количество времени, чтобы сократить их. Нам нужно было выбрать маршрут не на два-три дня, а на два-три часа — и мы это сделали.
В квесте у нас участвовало 4 команды по 5 человек. Одна из их целей была — образовательная. Мы хотели рассказать людям, которые раньше вообще не касались активизма, про нарушения прав человека, про то, что существуют разные организации, которые могут помочь в таких ситуациях. Я считаю, что нам это удалось. Мы боялись, что на квест придут люди только из нашей целевой аудитории, но, к нашему удивлению и огромному удовольствию, пришли и другие, которые знакомились с нашей повесткой в ходе квеста. Более того, в других городах тоже заинтересовались идеей нашего мероприятия, и сейчас мы пишем дорожную карту, чтобы поделиться опытом со всеми желающими.
Теперь каждый месяц до 10 декабря [дата принятия Всеобщей декларации прав человека] мы будем проводить разные мероприятия, это и кинопоказы, и выставки, и конференции разных правозащитных проектов — очень много разной движухи. Это то, над чем мы работаем в данный момент».
Про планы и географию
«За 6 лет существования „Открытого пространства“ у нас проводили мероприятия активисты более 80 разных проектов. Это и неформальные инициативы, которые потом стали зарегистрированными организациями, и такие большие известные НКО, как Гринпис, „Трансперенси Интернешнл — Россия“ или „Мемориал“. Ежегодно к нам приходят около шести тысяч посетителей. То есть востребованность довольно большая и она продолжает расти. Сейчас только сентябрь, а мероприятий у нас уже прошло больше, чем за весь прошлый год. Обычно на базе „Открытого пространства“ проходит одновременно по две-три встречи, а иногда и пять.
Мы находимся в жилом доме и сосед сверху неожиданно предложил нам сдавать свою квартиру. Это было очень кстати, потому что нам уже стало тесно и мы приняли его предложение. Стоимость аренды включена в цели нашей краудфандинговой кампании, и мы очень надеемся, что нам удастся собрать необходимую сумму. В таком случае мы увеличим площадь „Открытого пространства“ практически вдвое.
Если говорить про другие планы, то по нашей модели начинает работать „Открытое пространство“ в Пскове и уже есть похожие места в Иркутске и Воронеже. Сейчас мы работаем над тем, чтобы аналогичная площадка появилась в Москве».
____________________________________________________________________________
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ И ПОМОЧЬ:
Следить за новостями «Открытого пространства» можно в группах «ВКонтакте» и Facebook.
Помочь «Открытому пространству» в сборе средств можно через Яндекс.Деньги или Paypal.me. Также проект можно поддержать, приобретая авторские сувениры в магазине «Открытого пространства».
Больше материалов на SALT.ZONE