Увертюра (Аллегро модерато)
Все началось в 1964, когда Роберт Муг представил миру своё изобретение - музыкальный синтезатор. Не путать с электрическим органом типа "Ионика", этого добра в мире к тому времени уже хватало. Хотя тоже, инструмент заслуженный - многие группы активно его использовали, взять тех же Deep Purple. Их творчество вообще невозможно представить без звуков этой фисгармонии, простите - электрооргана. Нет-нет, новый инструмент был предназначен для большего - для извлечения новых, доселе неслыханных звуков! И они появились. Первой и самой известной синтезаторной композицией, записанной в те годы, была, конечно незабвенная "Воздушная кукуруза". О, эти удивительные, упруго-резиновые звуки, этот заводной ритм! Шарики ссыпались в барабан и весело скакали, мельтешили в струе сжатого воздуха - помните "Спортлото" субботним утром? 6 из 36? А волка из "Ну, погоди", когда он на стройке зайца ловил? А текст, который в народе придумали под этот мотив? "Мама сшила мне штаны, из берёзовой коры", как там дальше, помните? Конечно, помните. Разве такое забудешь?
В общем, так все и начиналось. первые синтезаторы были громоздки и баснословно дороги. Джоржио Мародэр в одном из интервью рассказывал, что первый его синтезатор, на котором он записал песню I Feel Love для Донны Саммер, занимал отдельную комнату, и стоил более 100 тысяч долларов, причем тех еще долларов, из 70-х. Нынче, говорит, в отделах музыкальных игрушек продаются аппараты в сотни раз мощнее и в тысячи раз дешевле.
Но, несмотря на дороговизну и технические несовершенства, электронная музыка начала бурно развиваться, и в 70-х годах прошлого века переживала настоящий бум. Это было время прорыва человечества в околоземное пространство, так что неудивительно, что фантастические звуки облекались в космические формы. Можете сейчас сходу назвать самую популярную "космическую " группу тех лет? Что? Space? Угадали, да и кто бы сомневался! Да, все правильно, их у нас любили. Причем все, и даже со стороны властей предержащих никакой хулы в их адрес никогда не звучало. Но, при всем моём почтении, давайте оставим месье Маруани в покое - ну, просто тут невозможно сказать ничего нового! Все и так всё знают, а диск "Волшебный полёт" ансамбля "Спейс", выпущенный на фирме "Мелодия", думаю, был в каждой семье. Давайте лучше поговорим о другом великом французе, чья слава была не так очевидна, но талант абсолютно бесспорен.
1. Часть первая (патетическая).
Жан-Мишель Жарр - вот о ком я веду речь. По своей популярности он, конечно уступал Дидье Маруани, но только потому, что его музыка была куда серьёзней и сложнее для восприятия. Танцевать под неё точно бы не получилось, хотя некоторые его опусы довольно ритмичны. Его надо именно слушать. Внимать. Как внимают в переполненных концертных залах симфониям Бетховена или Рахманинова. И тогда открываются неведомые дали и бесконечные миры. Скоростной поезд скользит в электромагнитных полях, пролетая над рисовыми плантациям, кислород клубится над ослепительными льдами Антарктики, киты плавно танцуют в изумрудных глубинах, а над всем этим - бесконечность космоса и миллиарды звезд...
У меня всегда мурашки по коже от музыки Жан-Мишеля, а в голову приходят строки из древней Книги: Abyssus abyssum invocat in voce cataractarum tuarum... "бездна к бездне взывает голосом водопадов своих". Да. Именно голосом водопадов. Посмотрите сами.
2. Часть вторая (патриотическая).
Ну, а мы что же? Лыком шиты что ли? Нет, не лыком! Было и у нас чем ответить! Итак - группа "Зодиак", Советский Союз! Да, именно Советский Союз, я на этом настаиваю.Что бы там ни говорили национал-патриоты. Анне Веске в недавнем интервью призналась, что, до сих пор продолжает считать себя советской певицей, и, бывая на гастролях в Ереване или Алма-Ате, по прежнему чувствует себя, как дома. Полностью ее понимаю. Так вот, группа «Зодиак» была советской. А то, что название группы было выполнено латиницей, да еще и сам альбом назывался иностранным словом "Disco Alliance" только добавляло шарма.
Ну, что тут можно сказать? Это был прорыв! Одна из песен с первого альбома называется «Провинциальное диско», но ни о какой ущербной провинциальности здесь и речи нет. Для 1980 года это была работа на уровне высших мировых стандартов, без преувеличения. И разумеется, успех был просто ошеломительный! Вряд ли отыщется на постсоветском пространстве человек, который с первых тактов не узнает композицию «Рок на льду», или "Зодиак", потому что они звучали и по радио, и с телевизионных заставок, и даже из включенных утюгов. Тиражи пластинок с прилавков исчезали мгновенно, (по разным сведениям, в СССР и за его пределами было продано от 5 до 20 миллионов экземпляров!) мне самому этот диск достался по «блату» – мамина знакомая по случаю купила два. Второй диск этой группы, был менее успешен, но тоже хорош. Просто интерес к подобной музыке пошел на спад, а там и Советский Союз развалился… в независимой Латвии эти музыканты как-то себя не нашли, но продолжают давать концерты со старым материалом. Но не будем о грустном. Давайте вспомним зимние каникулы: каток, фонари, мягкие хлопья снега ,и плавное скольжение коньков. А над всем этим – группа «Зодиак»…
3. Часть третья (технологическая).
И в завершение. Помимо «Спейс», какие ассоциации на тему «электронная музыка»? Что тут же на ум приходит? «Крафтверк»? Ну, ещё бы! Вот уж где гиганты и монстры, и каких только эпитетов тут не подбери, все будет мало! Тут уже не космос, тут другое – роботы, машины и прочие передовые технологии. Ну, немцы ведь! Die Mensch-Maschine.
Тут тоже, даже и не знаешь, что сказать. Великие экспериментаторы! До сих пор помню тот восторг, когда их впервые показали в какой-то передаче, в «Международной панораме» вроде. Вот чем они брали? Чисто механическая, казалось бы, музыка, сплошной минимализм, но ведь цепляло же! Будоражило воображение, рисовало картины будущего. Они были первыми, кто записал полноценный музыкальный материал исключительно на электронных инструментах, и это было просто чудо! Даже этот "роботизированный", электронный голос звучал кайфово и уместно. И ещё – немецкий язык превосходно ложился на эту музыку, куда лучше, чем английский. Видимо, они просто созданы друг для друга.