Найти тему
Magazine

Где холмы и где тут горы?

Меня всегда удивляло: зачем так далеко от моря нужно было ставить первый морской порт – Холмогоры?

Андрей Жданов: Решили съездить до Холмогор – полюбоваться половодьем. Вышли на красивую набережную, сели на скамеечку с чаем и бутербродами, и к нам подошёл Василий Иванович Самодов, так он представился (нижнее фото). Разговорились. Василий Иванович на пике своей карьеры был главным связистом и «почтмейстером» Холмогорского района. Он много чего интересного рассказал, но одна фраза зацепила моё внимание: «Нынешние Холмогоры – поселение молодое, в сравнении с более старыми деревнями, которые стоят на высоких речных угорах. На месте нынешних Холмогор когда-то плескалось море, а морской берег был там, выше», – и он показал в сторону Матигор. После этой беседы я присмотрелся к Матигорам более пристально. И вот что увидел.

-2

Известно, что Холмогоры до постройки Архангельска были главным северным морским портом – сначала у новгородцев, затем у московских царей. При этом, когда речь идёт про Белое море и Северную Двину, мы мыслим картами из современных учебников: вот берег Белого моря, вот Архангельск, и вот где – Холмогоры. Меня всегда удивляло: зачем так далеко от моря нужно было порт ставить? А когда Василий Иванович произнёс, что когда-то «прямо под Матигорами море плескалось», картинка сложилась. Матигоры, в сравнении с нынешними Холмогорами, стоят высоко (см. первое фото), живописно раскинувшись по окрестным холмам и угорам («горам»). Кстати, о «горах»: что это слово значит. По берегам Северной Двины стоит множество деревень с названиями «Гора», «Горы» и «Горки».

Горами называли крутые склоны высоких берегов. В Матигорах тоже есть своя Горка – с неё и открывается ключевой для понимания всей этой «холмогорской истории» пейзаж. Прямо под угором расстилается бескрайняя низина, и Матигоры высятся над этой низиной, словно крепость. Если мысленно убрать нынешние деревья и кустарники, то множество островов и проток на этой огромной площади смотрятся как самая настоящая дельта реки, впадающая в то самое «море», про которое говорил Василий Иванович Самодов.

И решил я проверить, всегда ли Двина текла так, как это показано на современных картах. Ответ нашёл в статье Олега Плаксина на ресурсе «Северная Двина». Статья большая, так что, для краткости, приведу пару выдержек. (1) «Неподалеку от Красноборска, в устье ручья Чертолом, словно на макете наглядного учебного пособия по геологии, видны отложения двух оледенений, разделённые 4-метровым слоем песка...» То есть следы недавних ледников есть, и они хорошо сохранились.

(2) «Ниже Усть-Пинеги по течению начинается устьевая область Северной Двины, её самый молодой участок. После ледникового периода река впадала в Белое море не там, где теперь, а северо-восточнее, сбрасывая воду по Кулой-Пинежской долине, пока в одно из высоких половодий не прорвала Холмогорскую гряду». Прорвав гряду, Двина изменила своё русло, резко сократив путь из центра континента до Белого моря. Холмогорская островная система на какое-то время стала новым устьем Двины – и это место нужно было срочно столбить: строить здесь морской порт. И возникает вопрос: где должна стоять крепость – в низине или на возвышении? Сохранившиеся источники указывают, что ещё с начала 12 века «на месте современных Холмогор» располагался погост, «впервые упомянутый в уставной грамоте Новгородского князя Святослава Ольговича от 1138 года».* Князь требовал с жителей тех мест дани, и это значит, что в 1138 году там было с кого дань собирать! Предположим, что это и был первый «холмогорский» морской порт. По каким-то причинам море стало отступать, суши и островов в низине стало больше, и «главные Холмогоры» переместились туда, где сейчас и находится село с этим названием.

Фрагмент карты Ортелиуса: ресурс Wikipedia
Фрагмент карты Ортелиуса: ресурс Wikipedia

Холмогоры оставались морским портом и через 300 лет: в 1492 году от холмогорских причалов вышел морской караван с зерном. С этим караваном в Данию было доставлено посольство царя Ивана III, «записи об этом походе сохранились в летописях и стали первым документальным свидетельством о появлении в России собственного торгового флота».* Но не прошло и ста лет с этого события, как морской порт перебрался под стены Михайло-Архангельского монастыря (1584). Возможно, Двинская губа сильно потеряла в объёме, и новое устье реки сместилось дальше на Север. Причиной «отступления моря» могло стать гляциоэвстатическое поднятие суши. Ледник толщиной в несколько километров давил на земную кору, а когда отошёл, кора со временем поднялась до своего былого положения. Если так оно и было, тогда всё логично. Первое новое устье Двины было под Матигорами – ряд источников говорят, что Матигоры, как поселение, намного старше нынешних Холмогор. Затем река меняет русло, и главный морской порт смещается в низину, а позже и вовсе оказывается намного севернее.

Нужно учитывать и то, что долгие годы в морских картах и документах место обозначалось как «Колмград», «Колмгард», «Колмогоры», то есть изначально первой буквой в названии была «К», а не «Х». Лишь в правление Петра Первого в «Актах Холмогорской Епархии» (1692) впервые произошла замена заглавной буквы, и название поселения стало восприниматься, писаться и читаться как «холмы и горы», хотя изначальный смысл, наверняка, был иной. На карте Абрахама Ортелиуса (1571) Colmogro и Pinego изображены как две крепости, запирающие вход с моря в речную систему Русского Севера. А то, что сейчас считается рекой, на карте изображено как сужающийся морской залив, на входе в который расположены ещё две крепости – S. Michel и S. Nicolas.

«Мишель» и «Николас» – это современные Архангельск и Северодвинск. И на карте 1598 года, что была опубликована в мартовском Magazine (стр. 29), видно, что Архангельск всё ещё стоит на берегу залива. А вот через 50 лет на карте 1647 года (Russiae vulgo Moscovia dictae) Архангельск стоит там и так, как мы привыкли видеть на современных картах. Видимо, геологические и климатические процессы пришли к стабильности, и до начала Петровских реформ Архангельск утвердился в роли единственного морского порта и «окна в Европу» для империи Романовых.

Статья опубликована в журнале Magazine №06 (139) Июнь-Июль 2018