Найти тему

Венецианская школа боевого фехтования

Оглавление

Обзор школы: история, мастера, трактаты, особенности и оружие.

История

Будем говорить о той Венеции, когда она была еще независимым государством и называлась Светлейшая Республика Венеция (Республика Святого Марка; вен. Serenìsima Republica de Venesia, итал. Serenissima Repubblica di Venezia, рус. дореф. Посполитая Рѣчь Венецкая или Венеційская). Просуществовало это государство ровно 1100 лет (697—1797) и имело собственные колонии на территории государств, лежащих в Адриатике, бассейнах Эгейского, Мраморного и Чёрного морей.

Флаг и герб Светлейшей Республики Венеции
Флаг и герб Светлейшей Республики Венеции

Расцвет Венецианской республики пришелся на XIV—XVI века. Заложенная в то время архитектура и памятники искусства вместе с Венецианской лагуной в настоящее время внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В центре республики, городе Венеции, в начале XII века возник собственный стиль фехтования - Венецианский, просуществовавший до начала XIX века.

Карта Венеции работы Болоньино Зальтиери, 1565 год
Карта Венеции работы Болоньино Зальтиери, 1565 год

Венецианская республика кроме того что была богатым и могущественным торговым городом, она была еще военным государством, и активно воевала как на суше, так и на море. Ее краткую историю войн можно посмотреть в длинном списке.

В конце XV столетия Венецианская республика была богата, могущественна, внушала страх своим врагам, и среди её населения научное и художественное образование было распространено более, чем в среде всех других европейских наций. Торговля и промышленность процветали. Простой народ Венеции неслыханно богател, так как налоги были незначительны, и правление имело мягкий характер, когда дело не касалось политических преступлений, для преследования которых назначены были в 1539 году три государственных инквизитора.

Маэстро Венецианской школы фехтования

Часть мастеров Венецианской школы в некоторых источниках называют итальянскими. Но в то время, когда они жили Венеция не входила в состав Италии и была независимым государством. Надо отметить, что каждый из трактатов, обозначенных ниже, стал бестселлером в свое время, и внес свой вклад в прочный надежный и научно-обоснованный фундамент воинского искусства. Также венецианцы делились с коллегами из разных европейских стран своими принципами фехтования с кем тайно, а с кем открыто. Например, французские дворяне ездили в Венецию тайно обучаться боевому мастерству, а болонцы открыто перенесли защитные техники в свою систему. Большое влияние Венеция оказала и на другие боевые школы фехтования.

Камилло Агриппа

-3

Агриппа применил геометрию и логику в воинском искусстве, и в трактате «Трактат о науке оружия с философским диалогом» 1553 г наглядно продемонстрировал эффективность своих научных выкладок в боях. Он вывел "буквенную систему" технических элементов и позиций, описал, как она используется и как составляются "слова" из представленных букв.

Наука оружия, по мнению Агриппа, во-первых, базируется на Справедливости, во-вторых, на Уме и, в-третьих, на ее Использовании.
Лист из «Трактата о науке оружия с философским диалогом»
Лист из «Трактата о науке оружия с философским диалогом»

Джакомо ди Грасси

Джакомо ди Грасси (Giacomo di Grassi)
Джакомо ди Грасси (Giacomo di Grassi)

Подход Ди Грасси к фехтованию более комплексный. В его труде «Причины победоносного использования оружия для атаки и обороны»
1570 года описаны причины, принципы и способы обращения с различными видами оружия. Особую ценность представляет методология обучения, т.к. автор изложил способы как уйти от путаницы в технических приемах, и как используя хотя бы основные принципы побеждать в кратчайшие сроки с минимумом усилий. В трактате использована высокая стойка, она обеспечивает маневренность в бою, такая стойка не свойственна другим школам фехтования, кроме Испанской (Дестреза).

Сальватор Фабрис

Портрет Сальватора Фабриса в книге "Фехтование или наука оружия"
Портрет Сальватора Фабриса в книге "Фехтование или наука оружия"

Фабрис излагает свои рассуждения от общего к частному и охватывает практически всю известную практику фехтования к тому времени. Однако его трактат «Фехтование или Наука Оружия» (1606) скорее не учебник, а пособие, т.к. не раскрывает всей глубины принципов (когда мастер дает технический элемент и на каждом уровне подготовки ученика раскрывается новое его применение), а дает конкретные алгоритмы. Поэтому книга пользовалась особой популярностью у дуэлянтов.

Страницы трактата Сальватора Фабриса "Фехтование или наука оружия"
Страницы трактата Сальватора Фабриса "Фехтование или наука оружия"

Николетто Гиганти (Джиганти)

“Николетто Гиганти Венецианский”
“Николетто Гиганти Венецианский”

Гиганти очень доступно и структурировано объяснил основы фехтования, его трактат «Школа или театр» (1606 ) легко воспринимается даже теми, кто до этого не имел понятия о науке фехтования. Он доказал преимущества выпада, применяемого в большинстве атак, собрал все эффективные способы боя и обобщил их в 13 технических элементов. Интересны две позиции: длинный выпад и стойка, по этому принципу построено карате. Также исследуя все школы фехтования легко заметить, что «Французская школа — это соединение трактатов Николетто Гиганти и Сальватора Фабриса»

Фрагмент из трактата Николетто Гиганти (Джиганти). Школа или театр, 1606
Фрагмент из трактата Николетто Гиганти (Джиганти). Школа или театр, 1606

Франческо Альфиери

На трактат Франческо Альфиери «Искусство превосходного владения мечом» (1653) ссылались практически все мастера европейских школ фехтования. Например, Бласко Флорио» (Мастер Неаполитанского стиля) пишет:

«Мы знаем Альфиери как большого ученого, и таким он в нашей памяти и останется»

Альфиери дал классификацию и описание Норманнской и Греческой систем (отсюда берут и названия хватов оружия - норманнский и греческий хват). Разработал свою стойку и изложил 12 разновидностей технических элементов (принципов защиты и атаки), которые можно сравнить с часами, где 12 секторов, каждый из которых Альфиери рекомендует использовать в той или иной ситуации. Это своего рода архив, который распаковывается в многовариативность использования. Трактат написан — языком сердца, как говорят последователи Альфиери, в котором прорастают причины и принципы фехтования, соответственно, при применении которых исчезает страх и неуверенность в бою.

-10
См. по теме: Как побороть страх и избавиться от него навсегда

Особенности Венецианской школы фехтования

Основу Венецианской школы составляют три механизма: извлекающие силу, преобразовывающие силу и механизмы использования чего угодно в своих интересах. Во многом поэтому многие принципы этой школы являются неожиданными для фехтовальщиков других стран. Например, они не стеснялись атаковать даже ту часть тела противника, что оказалась ближе в бою, а для этого выходили за линии атаки, зачастую даже становясь позади врага и могли сделать сцеп с ним, после чего беспрепятственно наносили удары.

Венецианская наука в последствии разделилась на две системы: греческую и норманнскую. А многие ее элементы трансформировались в криминальную традицию, которой пользуются до сих пор во многих странах.

Логическую модель Венецианской школы можно представить в виде "многочасья", где у множества "часов" есть единый шестереночный механизм, который объединяет все механизмы между собой. Поэтому, с каких бы часов вы не начинали, вы можете работать одновременно с любыми из них, которые у вас имеются на данный момент.

Эти пять трактатов позволяют ученику освоить любой из стилей Европейского фехтования, который ему больше свойственен в силу его телосложения и психофизиологических параметров. То есть ученик усваивает не то, что работает именно для учителя, а то, к чему он сам расположен. Это как сравнить с костюмом, когда вы одеваете костюм не по меркам портного, а по своим меркам. Это и есть Венецианский подход.

В Венецианской школе впервые подробно были представлены свойства разных частей клинка, которые применялись в обороне и наступлении. А также был решен вопрос дистанций.

Оружие Венецианской школы

Венецианская школа характеризуется использованием кинжала, короткого и длинного меча, алебарды и копья, различных видов щитов. К концу XVI века венецианская школа фехтования отказалась от кулачного щита. Левую руку вооружили дагой. Это событие ознаменовало закат техники «меч и баклер».

Меч полуторный Бастард 16 век Венеция, оригинал. Фото с legion18.ru
Меч полуторный Бастард 16 век Венеция, оригинал. Фото с legion18.ru
Тяжёлый меч венецианский, «скьявона». Общая длина: 1000 мм. Длина клинка: 850 мм.
Ширина клинка у пяты: 32 мм. Фото с zemlyanka-v.ru
Тяжёлый меч венецианский, «скьявона». Общая длина: 1000 мм. Длина клинка: 850 мм. Ширина клинка у пяты: 32 мм. Фото с zemlyanka-v.ru
Двухметровый боевой топор полэкс, Венеция, начало 16 века
Двухметровый боевой топор полэкс, Венеция, начало 16 века

Стилет
Стилет

Щит, Венеция
Щит, Венеция

Материал подготовлен на основе вышеуказанных трактатов и открытых источников.

Ставьте палец вверх если хотите подобные обзоры и на другие школы - так я буду понимать, что вам эта тема интересна. Если же статья была не только интересна, но полезна, сохраните ее у себя на страничке в соцсети, так вы ее не потеряете.

С уважением и до связи!