Найти тему
РечнойПравдив

Арктика: экология должна быть приоритетом при освоении Севморпути

Фото: Дмитрий Лобусов
Фото: Дмитрий Лобусов

С такой позицией выступили эксперты Всемирного фонда дикой природы (WWF) России на форуме «Сотрудничество для устойчивого развития Арктики», сообщается на сайте общественной организации.

Внутренний грузооборот Севморпути непрерывно растет: по итогам 2017 года он достиг рекордной отметки в 9,7 млн тонн. Активная эксплуатация этой морской артерии неизбежно ведет к возрастанию экологических рисков.

«Экосистемы арктических морей крайне уязвимы. Их сохранение возможно только при совместной разработке, установлении и строгом соблюдении специальных режимов уже при планировании маршрутов судоходства по Северному морскому пути, – отмечает директор WWF России Игорь Честин. – Это как соблюдение режимов уже существующих особо охраняемых природных территорий, так и специальные – постоянные или сезонные – ограничения. Например, ограничение скорости движения судов или соблюдение дистанции при прохождении определенных участков в период размножения, миграции, скопления на определенных участках морских млекопитающих, птичьих базаров и т.д.»

Увеличение транспортного потока в Арктике неминуемо ведет и к росту рисков нефтеразливов. На данный момент в мире нет технических и организационных возможностей и, самое главное, успешного практического опыта ликвидации крупных (более 100 тонн) разливов нефти и нефтепродуктов при наличии ледового покрова. В условиях Арктики проведение аварийно-спасательных работ будет еще более сложным за счет полярной ночи, экстремальных погодных условий, огромных расстояний, проблем со связью.

Кардинальным решением этой проблемы мог бы стать отказ от так называемого «тяжелого топлива» (флотского мазута) в пользу сжиженного природного газа, считают эксперты.

«В апреле этого года на заседании Международной морской организации (IMO) было принято решение о запрете флотского мазута. В настоящее время разрабатываются основные положения этого запрета, – комментирует координатор проектов по нефтегазовому сектору Баренц-отделения WWF России Вадим Краснопольский. – Переговорная позиция России в IMO по этому вопросу по-прежнему консервативна. Однако проведенный WWF анализ показывает, что замещение мазута на СПГ может стать выгодным для страны не только с природоохранной, но и с экономической точки зрения».

По мнению экспертов, дополнительные экологические и экономические преимущества могут быть достигнуты, если к задачам замещения флотского мазута в Арктике будет добавлена и задача замены угля и мазута на СПГ в рамках «северного завоза».

***

Не забудьте подписаться на наш канал!

До новых встреч!